Машины будущего: как бизнесу продавать электрокары, и почему нам рано или поздно придется сказать им «да»

Пока цены на электромобили снижаются, их мощности, наоборот, растут. Однако тренд развивается медленно: до массового перехода на электрокары пока далеко. Разбираемся, почему так происходит, а заодно выясняем все про электромобили — от их стоимости и нюансов техобслуживания до позиций дилеров и требований к инфраструктуре.

Аккумуляторы для автомобилей стремительно дешевеют. По данным исследовательской компании BloombergNEF, цены на технологию упали на рекордные 90% — это самый низкий показатель за последние 11 лет. Если тренд сохранится и дальше, в ближайшие годы электрокары по цене сравняются со своим главным конкурентом — классическим машинами с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).
Тем не менее, даже в странах, где доля продаж электромобилей выше 50%, отрасль сталкивается с рядом проблем, таких как:
- инфраструктурные ограничения;
- непрозрачное ценообразование;
- сдержанный интерес со стороны покупателей.
У электромобилей сегодня несколько ключевых драйверов роста:
- экологичность;
- экономия на топливе и обслуживании,
- налоговые льготы;
- бесплатная парковка.
При этом спрос на электрокары пока держится не на рыночной устойчивости, а на поддержке со стороны государства. Субсидии стимулируют продажи, удешевляют производство, развивают инфраструктуру и привлекают инвестиции в новые модели.
Сколько стоит электрокар
Основные рынки электрокаров сегодня — Китай, ЕС и США. В ЕС лидируют страны Скандинавии: в Норвегии ЭМ пользуются 95% населения, в Швеции — порядка 60%, а в Нидерландах — около 30%. В США на электрокаре ездит каждый двенадцатый водитель, а в Китае таких машин и вовсе под 60%.
С 2018 года средняя цена на электромобили снизилась на 25% — масштабное производство и удешевление аккумуляторов сделали свое дело. Но даже на зрелых рынках электрокары все еще стоят на 10–15% дороже машин с ДВС. Это влияет на маржинальность: дилерам сложнее продавать такие автомобили, потому что скидки и бонусы снижают прибыль.
Цены на машины с ДВС, наоборот, выросли. Произошло это потому, что во время пандемии на рынке не хватало новых авто и цепочки поставок нарушились. Позже цены все же немного «откатились», но тренд остался: электрокары дешевеют, автомобили с ДВС дорожают.

Особенности маркетинга
Даже с учетом снижения цен разница все еще заметно влияет на рынок — из-за нее дилеры либо теряют маржу, либо перекладывают издержки на производителей. Ситуацию обостряет стремление автоконцернов развивать онлайн-продажи, что мешает привычной модели дилерских сетей.
В США дилеры пока чувствуют себя увереннее — в большинстве штатов законы запрещают или ограничивают прямые продажи автомобилей. Эти меры исторически защищают локальный бизнес от конкуренции с крупными корпорациями. Но новые игроки без «дилерского наследия» (например Tesla и Rivian) обходят ограничения с помощью онлайн-продаж через штаты, где прямые продажи разрешены.
Кроме того, дилерским центрам становится сложнее находить клиентов и готовить персонал — многие сотрудники пока попросту недостаточно разбираются в особенностях продукта. Здесь важно работать с клиентом: объяснить, сколько действительно стоит владение машиной, как часто ее обслуживать, и как быстро она теряет в цене. Кроме того, важно разбираться и в дополнительных сервисах — расширенных гарантиях на аккумуляторы, страховке, услугах экстренной замены батарей. Чтобы эффективно продавать такие автомобили, кадры нужно обучать.
Отсутствие привычки и нехватка информации о преимуществах электромобилей отпугивают многих покупателей. Решить эту проблему помогает прогнозируемый маркетинг, который помогает «предсказывать» поведение клиентов.