Тарифная петля вместо тарифного пирога
Цены на услуги естественных монополий и ЖКХ вырвались из-под контроля. Если компании не начнут работать над кардинальным повышением своей эффективности, мы так и продолжим жить в тарифной гонке, которая неизбежно будет подтачивать конкурентоспособность России на мировом уровне

В этом материале мы будем говорить преимущественно о ценах на газ и электроэнергию, но, строго говоря, джинна из бутылки выпустили РЖД. В конце прошлого года монополия добилась увеличения стоимости грузоперевозок на 13,8%, порожнего пробега — на 10%. Напомним, инфляция за 2024 год составила 9,52%.
На протяжении десяти лет индексация тарифов РЖД и других естественных монополий проходила в формате «инфляция минус 0,1%» — точнее, за точку отсчета брался среднеарифметический индекс потребительских цен (ИПЦ) за четыре года. Но в конце 2024-го эта модель де-факто была сломана: железнодорожникам удалось обосновать переход на некий композитный индекс, характеризующий промышленную инфляцию.
Сорвались с цепи
Демарш РЖД послужил спусковым крючком, и дальше началась настоящая гонка тарифов. «Газпром», который готов был удовлетвориться в 2025 году повышением оптовых цен на газ для всех категорий потребителей на 10,3%, пошел ва-банк и настоял еще на одном увеличении на 10% в этом же году. Если точнее, речь идет о так называемом повышающем сезонном коэффициенте в размере 1,1 — он будет применен к регулируемым оптовым ценам на газ два раза, не только в первом, но и в четвертом квартале. Причина в том, что газовой монополии надо возместить выпадающие доходы от потери европейского экспорта и компенсировать расходы на содержание подземных хранилищ газа.
С июля 2025 года регулируемые цены на газ для всех категорий потребителей вырастут на 10,3%, а для электроэнергетических компаний и ЖКХ дополнительно на 11% (в предыдущую индексацию цена не менялась). То есть с учетом общего повышения цена для последних вырастет сразу на 21,3%.
Оптовые цены по сложной, но беспощадной методике с некоторым лагом поднимают и розничные цены на газ. Так что следующими повысят конечные цены на электроэнергию и тепло работающие на газе генерирующие компании и котельные.
И речь идет не о текущем повышении тарифов на ЖКУ для граждан в среднем на 11,9%, которое вступит в силу 1 июля 2025 года, — оно, по сути, отражает только половину повышения оптовых цен на газ. Вторая половина будет переложена на розницу позже, уже в 2026 году.
В СМИ приводятся оценки Совета производителей энергии, согласно которым «лишняя» индексация цен на газ на 10% в четвертом квартале даст о себе знать дополнительным ростом тарифов на тепло и электроэнергию с лета 2026 года, причем тепло в среднем подорожает на 20% больше, чем прогнозируется сейчас.
Включились в тарифную гонку энергетики: планируется дополнительная индексация на 15% цены на мощность для промышленных потребителей электроэнергии на 2025–2026 годы.
Если говорить только о розничных потребителях, то тут надо напомнить, что цены на ЖКУ для граждан по стране растут неравномерно, они зависят от предельных индексов подорожания коммунальных услуг для регионов и допустимых отклонений в отдельных муниципалитетах (цифры утверждает правительство). Грубо говоря, для каждого региона есть некий потолок, и в его пределах можно поднимать тарифы — допустим, на тепло побольше, на воду поменьше или наоборот. Кроме того, в одних муниципалитетах, где можно заложить в тариф модернизацию, цены на ЖКУ могут вырасти больше, чем в другом, — главное, чтобы в целом по региону потолок не был пробит. Поэтому в среднем по стране с 1 июля ЖКУ для населения подорожают на 11,9%, но в некоторых регионах коммунальные услуги могут подорожать на 20% и более.
Но через год граждан будет ждать еще более серьезное повышение цен — логично предположить, что в ряде регионов темпы могут увеличиться до 30%. Совсем скоро благодаря «Газпрому» конструкция с предельным индексом роста цен затрещит по швам, потому что коммунальщики постараются донести до местных властей: надо перенести бремя роста оптовых цен на газ и электроэнергию на конечных потребителей — иначе здравствуйте, новые проблемы с и так изношенными трубами.
В теории в цены на коммуналку для конечных пользователей должны были закладываться инвестиции в инфраструктуру, но на практике это делалось крайне редко. Как объясняет Станислав Шубин, доцент Финансового университета при правительстве РФ, применение подхода «инфляция минус» в тарифном регулировании никак не сказывалось на инвестиционных возможностях предприятий сферы ЖКХ — конечные тарифы для потребителей учитывали снижение затрат на газ, не создавая дополнительного источника для инвестиций.
И получается, что теперь ЖКХ, в первую очередь производителям тепла, либо надо взять на себя рост тарифов на газ — либо добиться отмены механизма предельного индекса. Либо банкротиться, создавая новую головную боль местным властям.
Но дело не только в конечных ценах на услуги ЖКХ, которые, безусловно, влияют на потребительскую инфляцию и отнимают спрос у других отраслей, прежде всего непродовольственных товаров и услуг помимо ЖКУ. Проблема гораздо серьезнее: цены на газ и электроэнергию как ресурс влияют на конкурентоспособность промышленности. И если газ в России для промышленных потребителей все еще один из самых дешевых в мире (см. график 1), то в части электроэнергии наше глобально конкурентное преимущество стремительно тает. Не только в богатых энергоресурсами Саудовской Аравии и Казахстане, но и в Индонезии и даже в Китае электроэнергия для промышленности уже дешевле, чем у нас (см. график 2). Это просто неприемлемо, если мы действительно хотим мощную, диверсифицированную и, главное, конкурентоспособную на мировом рынке промышленность высоких переделов. Да и попросту стыдно для страны с таким ресурсным потенциалом, как у нас. И если мы и правда хотим иметь неэнергетический несырьевой экспорт, то удержание цен на электроэнергию — и на газ как источник энергии — должно быть важной государственной задачей. Это значит, что тарифной петли, которая уже затягивается на нашей экономике, допустить нельзя.
Мало экономят
С 2000 по 2012 год тарифы на газ и электроэнергию росли опережающими инфляцию темпами (см. графики 3 и 4). Естественные монополии жили по принципу: нужны деньги? — повышай тарифы; нужны деньги на инвестиции? — повышай тарифы еще. В конце концов возмущение таким положением дел достигло точки кипения. Летом 2013 года тогдашний глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что расценки на железнодорожные перевозки в России достигли самых высоких значений в мире и назвал тарифную политику РЖД безумной.
Тогда же вопросом занялся президент Владимир Путин: он поручил установить с 2014 года предельный рост тарифов на ЖКУ в размере 6%, а также ограничил рост тарифов естественных монополий уровнем инфляции, то есть обуздал тарифы по всей цепочке, от поставщиков ресурсов до конечных потребителей. Комментируя решение, президент отметил, что опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции, торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности отечественных производителей.