Спокойно, первоклассник
Школа частенько становится испытанием как для учеников, так и для их родителей: ранние подъёмы, уроки, звонки от классной руководительницы, никогда не умолкающий родительский чат и традиционный ночной поход в ближайший парк за листочками для поделки «букет осени». Особенно трудно может прийтись первоклассникам и их семьям. О чём же будет полезно знать и помнить всей семье, чтобы прожить период адаптации и сохранить мотивацию учиться?
Кейс 1*
Ян шёл в первый класс с большими ожиданиями от самого себя. Старший брат, ученик шестого класса, был для него примером для подражания: круглый отличник, спортсмен, звезда класса. Соответствовать такой ролевой модели — задача не из лёгких! И как же тяжело давались Яну любые школьные неудачи: неровная буква в прописях, случайно порванная обложка, забытая дома спортивная форма, неидеальный диктант. Семье пришлось приложить немало усилий, чтобы дать Яну понять, что ценность школы не в том, чтобы быть отличником, а чтобы узнавать и пробовать новое, расти. Родителям помогло обсуждать, как прошёл день в школе: «Что важного сегодня случилось? Что особенно понравилось сегодня в школе? Что вы делали на прогулке с классом?» Особое внимание уделяли разговорам о том, что получилось: «Ого, это очень красивый рисунок! Как ты смог нарисовать такого красивого зайца?» А также о том, что стало лучше: «Я помню, что в прошлый раз в прописях были ошибки, но на этой странице нет ни одной помарки. Как тебе это удалось?»
*Все истории публикуются с разрешения участников. Имена изменены.
Кейс 2
Первый месяц в школе дался Свете очень тяжело: первоклашка часто жаловалась на усталость, утром с трудом собиралась в школу через сильное «не хочу» и уже в воскресенье вечером начинала тосковать о том, что завтра понедельник. Родители решили действовать системно. В первую очередь пришли к классной руководительнице, чтобы обратить её внимание на трудности ребёнка и обсудить, как можно помочь Свете легче адаптироваться в классе. Также некоторые правила появились дома. Появились обязательные прогулка и зарядка, полезные перекусы, поддержка питьевого режима, более структурный режим дня, а также таймер на учебную деятельность — не более 25 минут, после которых делается перерыв. Предсказуемость дня, смена деятельности и ресурсная поддержка ребёнка позволили влиться в процесс обучения более спокойно.
Кейс 3
Школьный опыт Ирины сложно было назвать позитивным: буллинг со стороны одноклассников и учителей, конфликты на протяжении всех девяти лет учёбы. Поэтому, когда первый сын Ирины пошёл в первый класс, тревог было больше, чем просто много. И они только усилились, когда классная руководительница в начале весны пригласила Ирину на разговор, на котором показала тетради ребёнка и настоятельно порекомендовала посетить вместе с мальчиком психолога, обратив внимание, что у первоклассника явные проблемы с письмом. Страх, что сын повторяет её судьбу и это лишь начало травли, мгновенно поселился в голове Ирины. Несколько месяцев самоанализа и наблюдений ей понадобилось, чтобы вернуть трезвость в размышлениях о том, как в школе относятся к сыну, не придираются ли, идут ли навстречу, и всё же сходить к детскому психологу. Результаты диагностики показали дислексию, после чего мальчик начал ходить на коррекционные занятия.
Что говорит возрастная психология?
Как бы банально ни звучало, но для первоклашки поход в школу — это действительно новый этап в жизни. Ведь именно в этот момент в ней происходит множество изменений. В первую очередь, меняется социальная роль — ребёнок становится учеником, а значит, у него появляется новая ответственность, новое окружение и, что немаловажно, оценивающая среда.
В младшем школьном возрасте учёба становится основной деятельностью ребёнка. В этот период дети начинают активно осваивать учебные навыки: следовать инструкциям, выполнять задания. Не стоит рассчитывать, что ребёнок с первых же дней сентября станет тем самым прилежным учеником в чистой рубашечке, отвечающим только по поднятой руке. Конечно, в самом начале всё может получаться не так хорошо, как хотелось бы, но с поддержкой учителей и родителей он сможет привыкнуть к более строгому школьному порядку. Важно помнить, что для ребёнка этого возраста очень важна оценка и поддержка значимых взрослых, а значит, важно обращать внимание на то, что у новоиспечённого ученика получается, в чём он демонстрирует себя как подобающий школьник.