Ползучая локализация
Российский автопроизводитель «Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации своей продукции. Правда, на обочине модернизации остается принадлежащий компании и безнадежно устаревший российский автомобиль УАЗ
«Кем быть и как быть?» — такой перефразированный гамлетовский вопрос встал перед российским автопроизводителем «Соллерс» два года назад после ухода из компании партнеров из недружественных стран. С этого начал свое выступление председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов на недавнем масштабном мероприятии Sollers Product Day в Москве. В ходе мероприятия компания отчиталась о своих результатах и представила стратегию дальнейшего развития.
По словам руководства «Соллерса», компания успешно выруливает из кризиса: за прошедшие два года объем ее производства вырос почти на 60%, на рынок выведены три новые модели, а в 2025 году начнутся продажи уже 13 новых автомобилей. Но главное, предприятие активно углубляет локализацию производства: по новым моделям она уже достигает 75% за счет наращивания выпуска собственных автокомпонентов и развития инженерных компетенций. Правда, «Соллерсу» пока не хватает ресурсов и перспектив для того, чтобы начать кардинальную модернизацию российского автомобиля УАЗ.
Металлургические корни
История создания компании «Соллерс» уходит в 2001 год, когда металлургический гигант «Северсталь» Алексея Мордашова получил контроль над такими крупными активами советского автопрома, как Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В 2002 году эти активы были выделены в холдинг «Северсталь-авто», который постепенно начал обрастать новыми предприятиями. В том числе в него попали завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах (ранее он принадлежал КамАЗу, там выпускалась известная советская машинка «Ока»), а также часть цехов Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ) в Татарстане (бывший Камский тракторный завод, КамТЗ).
В 2007 году «Северсталь» вышла из автомобильного бизнеса, контрольный пакет «Северсталь-авто» получил генеральный директор компании Вадим Швецов, и в 2008 году в результате ребрендинга холдинг получает название «Соллерс» (переводится с латинского как «искусный, изобретательный»). Летом 2022 года Вадим Швецов вышел из бизнеса, продав контрольный пакет топменеджменту автоконцерна.
Изначально «Соллерс» делал ставку на сотрудничество с западными автопроизводителями. Так, в 2011 году компания создала совместное предприятие с Ford, которое выпускало автомобили американской марки на производственных мощностях в Елабуге и Набережных Челнах. Позже, в 2012-м, «Соллерс» запустил СП по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке. Эпизодически компания собирала автомобили марок Fiat, SsangYong, Toyota.
Но после начала санкций и ухода западных партнеров «Соллерс» оказался в сложном положении. Как и другие предприятия российского автопрома, компания приняла решение начать сотрудничество с автопроизводителями из Китая. Но на особых условиях.
Право на локализацию
Сейчас руководство «Соллерса» вспоминает, что западные компании выдвигали жесткие условия соблюдения технических характеристик продукции, которая выпускалась под иностранными марками. Для того чтобы внести в автомобиль необходимые российским пользователям конструктивные изменения, требовались долгие согласования. Бывало, что представители западных компаний и вовсе не соглашались с предложениями российской стороны адаптировать ту или иную модель для эксплуатации в российских условиях.
Но сейчас ситуация другая. «Соллерс» выпускает автомобили уже под своей маркой, беря за основу продукцию китайских производителей. А с ними заключены более мягкие лицензионные соглашения: российская компания может самостоятельно модернизировать выпускаемую продукцию. Выпуская автомобили под своим брендом, «Соллерс» несет ответственность за все внесенные конструктивные изменения. И одновременно получает выгоды от совершенствования продуктовой линейки.
В новой экономической реальности «Соллерс» наладил выпуск трех новых моделей. Вместо Ford Transit в Елабуге на конвейер встала модель Sollers Atlant (микроавтобус или модификация цельнометаллического фургона грузоподъемностью 2,5–4 тонны), за основу которого взята китайская модель JAC Sunray. В Ульяновске же запущено производство бескапотного компактного грузовика для внутригородских перевозок Sollers Argo (грузоподъемность 2,5–3,5 тонны), донором для которого стал китайский автомобиль JAC N25/N35. На предприятии во Владивостоке с осени 2023 года выпускается среднеразмерный рамный пикап Sollers ST6, представляющий собой перелицованный JAC T6.
Новая продукция пользуется спросом: с трибуны Sollers Product Day было объявлено, что за последние два года «Соллерс» сумел увеличить производство почти на 60%. Если в 2022 году его объем составлял 35,8 тыс. автомобилей, то по итогам текущего года он прогнозируется на уровне 55 тыс. Получатся, что компания уже выезжает на докризисные производственные показатели 2018–2021 годов (см. график 1). Выравниваются и финансовые показатели: по официальным данным, чистая прибыль группы «Соллерс» по МСФО за 2023 год составила 4,9 млрд рублей, выручка — 82,3 млрд рублей, валовая прибыль превысила 15,6 млрд рублей, операционная прибыль приблизилась к 6,9 млрд рублей, рентабельность по операционной прибыли составила 8,4%.
И большим достижением своей деятельности за последние два года «Соллерс» считает углубленную локализацию новых моделей. На Sollers Product Day было заявлено, что, например, суммарная доля локализуемых компонентов в модели Atlant уже достигла 75%.
Реиндустриализация компонентов
Вместе с самими автомобильными конвейерами «Соллерсу» в свое время достался ряд важных активов, связанных с производством автокомпонентов. Прежде всего это Заволжский моторный завод, который был основан в Нижегородской области еще в середине 1950-х и за свою историю выпустил более 15 млн автомобильных двигателей не только для автомобилей УАЗ, но и для легендарных советских «Волг» (модели ГАЗ-21, ГАЗ24) и знаменитых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также для пазиков — автобусов Павловского автобусного завода.
Помимо этого у «Соллерса» есть предприятия, которые изначально входили в периметр поставщиков УАЗа (например, «УАЗ-Автокомпонент»). Имеются и автокомпонентные мощности, доставшиеся в наследство от сотрудничества с иностранцами (например, бывший завод двигателей Ford в Елабуге). Эти мощности сейчас подвергаются так называемой реиндустриализации, в ходе которой «Соллерс» энергично развивает большой набор элементов конструкции для своего нового модельного ряда.