«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

МонокльАвто

Ползучая локализация

Российский автопроизводитель «Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации своей продукции. Правда, на обочине модернизации остается принадлежащий компании и безнадежно устаревший российский автомобиль УАЗ

Алексей Грамматчиков

За последние два года «Соллерс» вывел на рынок три новые модели, а в следующем году ожидается начало продаж еще 13. Фото: Алексей Грамматчиков

«Кем быть и как быть?» — такой перефразированный гамлетовский вопрос встал перед российским автопроизводителем «Соллерс» два года назад после ухода из компании партнеров из недружественных стран. С этого начал свое выступление председатель совета директоров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов на недавнем масштабном мероприятии Sollers Product Day в Москве. В ходе мероприятия компания отчиталась о своих результатах и представила стратегию дальнейшего развития.

По словам руководства «Соллерса», компания успешно выруливает из кризиса: за прошедшие два года объем ее производства вырос почти на 60%, на рынок выведены три новые модели, а в 2025 году начнутся продажи уже 13 новых автомобилей. Но главное, предприятие активно углубляет локализацию производства: по новым моделям она уже достигает 75% за счет наращивания выпуска собственных автокомпонентов и развития инженерных компетенций. Правда, «Соллерсу» пока не хватает ресурсов и перспектив для того, чтобы начать кардинальную модернизацию российского автомобиля УАЗ.

Металлургические корни

История создания компании «Соллерс» уходит в 2001 год, когда металлургический гигант «Северсталь» Алексея Мордашова получил контроль над такими крупными активами советского автопрома, как Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) и Заволжский моторный завод (ЗМЗ). В 2002 году эти активы были выделены в холдинг «Северсталь-авто», который постепенно начал обрастать новыми предприятиями. В том числе в него попали завод малолитражных автомобилей (ЗМА) в Набережных Челнах (ранее он принадлежал КамАЗу, там выпускалась известная советская машинка «Ока»), а также часть цехов Елабужского автомобильного завода (ЕлАЗ) в Татарстане (бывший Камский тракторный завод, КамТЗ).

В 2007 году «Северсталь» вышла из автомобильного бизнеса, контрольный пакет «Северсталь-авто» получил генеральный директор компании Вадим Швецов, и в 2008 году в результате ребрендинга холдинг получает название «Соллерс» (переводится с латинского как «искусный, изобретательный»). Летом 2022 года Вадим Швецов вышел из бизнеса, продав контрольный пакет топменеджменту автоконцерна.

Изначально «Соллерс» делал ставку на сотрудничество с западными автопроизводителями. Так, в 2011 году компания создала совместное предприятие с Ford, которое выпускало автомобили американской марки на производственных мощностях в Елабуге и Набережных Челнах. Позже, в 2012-м, «Соллерс» запустил СП по выпуску автомобилей Mazda во Владивостоке. Эпизодически компания собирала автомобили марок Fiat, SsangYong, Toyota.

Но после начала санкций и ухода западных партнеров «Соллерс» оказался в сложном положении. Как и другие предприятия российского автопрома, компания приняла решение начать сотрудничество с автопроизводителями из Китая. Но на особых условиях.

Право на локализацию

Сейчас руководство «Соллерса» вспоминает, что западные компании выдвигали жесткие условия соблюдения технических характеристик продукции, которая выпускалась под иностранными марками. Для того чтобы внести в автомобиль необходимые российским пользователям конструктивные изменения, требовались долгие согласования. Бывало, что представители западных компаний и вовсе не соглашались с предложениями российской стороны адаптировать ту или иную модель для эксплуатации в российских условиях.

Но сейчас ситуация другая. «Соллерс» выпускает автомобили уже под своей маркой, беря за основу продукцию китайских производителей. А с ними заключены более мягкие лицензионные соглашения: российская компания может самостоятельно модернизировать выпускаемую продукцию. Выпуская автомобили под своим брендом, «Соллерс» несет ответственность за все внесенные конструктивные изменения. И одновременно получает выгоды от совершенствования продуктовой линейки.

В новой экономической реальности «Соллерс» наладил выпуск трех новых моделей. Вместо Ford Transit в Елабуге на конвейер встала модель Sollers Atlant (микроавтобус или модификация цельнометаллического фургона грузоподъемностью 2,5–4 тонны), за основу которого взята китайская модель JAC Sunray. В Ульяновске же запущено производство бескапотного компактного грузовика для внутригородских перевозок Sollers Argo (грузоподъемность 2,5–3,5 тонны), донором для которого стал китайский автомобиль JAC N25/N35. На предприятии во Владивостоке с осени 2023 года выпускается среднеразмерный рамный пикап Sollers ST6, представляющий собой перелицованный JAC T6.

Новая продукция пользуется спросом: с трибуны Sollers Product Day было объявлено, что за последние два года «Соллерс» сумел увеличить производство почти на 60%. Если в 2022 году его объем составлял 35,8 тыс. автомобилей, то по итогам текущего года он прогнозируется на уровне 55 тыс. Получатся, что компания уже выезжает на докризисные производственные показатели 2018–2021 годов (см. график 1). Выравниваются и финансовые показатели: по официальным данным, чистая прибыль группы «Соллерс» по МСФО за 2023 год составила 4,9 млрд рублей, выручка — 82,3 млрд рублей, валовая прибыль превысила 15,6 млрд рублей, операционная прибыль приблизилась к 6,9 млрд рублей, рентабельность по операционной прибыли составила 8,4%.

И большим достижением своей деятельности за последние два года «Соллерс» считает углубленную локализацию новых моделей. На Sollers Product Day было заявлено, что, например, суммарная доля локализуемых компонентов в модели Atlant уже достигла 75%.

Реиндустриализация компонентов

Вместе с самими автомобильными конвейерами «Соллерсу» в свое время достался ряд важных активов, связанных с производством автокомпонентов. Прежде всего это Заволжский моторный завод, который был основан в Нижегородской области еще в середине 1950-х и за свою историю выпустил более 15 млн автомобильных двигателей не только для автомобилей УАЗ, но и для легендарных советских «Волг» (модели ГАЗ-21, ГАЗ24) и знаменитых грузовиков ГАЗ-53 и ГАЗ-66, а также для пазиков — автобусов Павловского автобусного завода.

Помимо этого у «Соллерса» есть предприятия, которые изначально входили в периметр поставщиков УАЗа (например, «УАЗ-Автокомпонент»). Имеются и автокомпонентные мощности, доставшиеся в наследство от сотрудничества с иностранцами (например, бывший завод двигателей Ford в Елабуге). Эти мощности сейчас подвергаются так называемой реиндустриализации, в ходе которой «Соллерс» энергично развивает большой набор элементов конструкции для своего нового модельного ряда.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая Александр Ким: от подножия к вершине «Эльбруса». Часть первая

Александр Ким — о причудливой судьбе микроэлектроники в России

Монокль
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
Секреты правильного использования кредитных карт Секреты правильного использования кредитных карт

Кредитки давно вошли обиход, вот только пользоваться ими умеют далеко не все

Наука и техника
«О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке» «О началах и концах света: Рождение и гибель мира в мифологии, религии и науке»

Когда наш мир утонет в расплавленном металле

N+1
Рай от-кутюр Рай от-кутюр

Соосновательница брендов Splat и Edem о том, как построить бизнес с мужем

Grazia
Передовая на передовой Передовая на передовой

«Великая»: байопик легендарной военной корреспондентки Ли Миллер

Weekend
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Я не хотела Я не хотела

Как быть, если на эмоциях наговорила лишнего

Лиза
Археологи выявили остатки древнейшей окрашенной одежды в Нидерландах Археологи выявили остатки древнейшей окрашенной одежды в Нидерландах

Ученые нашли остатки ткани в погребении раннего железного века в Нидерландах

N+1
Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира Итальянцы будут в шоке: 10 самых необычных пицц, которые можно попробовать в разных уголках мира

Странные начинки для пицц, которые можно встретить в разных заведениях мира

ТехИнсайдер
Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера Крутые ПК-игры на двоих на одном компьютере: топ-10 проектов для нескучного вечера

Сегодня все еще есть игры, в которые можно сыграть вдвоем на одном компьютере

CHIP
Вдохновленные превосходством Вдохновленные превосходством

Квантовая гонка: за что борется Россия и какие имеет шансы на победу?

Монокль
Есть контакт Есть контакт

Певец и продюсер ELMAN о музыке в его жизни и его жизни в музыке

Men Today
Сергей Вялов: «Прибегать к Сергей Вялов: «Прибегать к

Нужно ли чистить печень? Отвечает врач гепатолог-гастроэнтеролог

Здоровье
Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть Бегом-бегом: 6 секретов, как сэкономить время и везде успеть

Как научиться трезво оценивать свой список задач и успевать намного больше?

Psychologies
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Сильно больше Сильно больше

Tank 700 готов подтвердить свое лидерство не только выразительной внешностью

Автопилот
Косатки снова начали носить на голове мертвых лососей Косатки снова начали носить на голове мертвых лососей

Зоологам так и не удалось выяснить, зачем косатки носят лососей на голове

N+1
Триумф и падение Триумф и падение

Александр был уверен, что проживет долго, как подобает «божественному» царю

Знание – сила
Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин

Как появился и за счет чего вырос бренд подвесок из бусин Krivokoso

Forbes
Ван Эйк: в раме оптической революции Ван Эйк: в раме оптической революции

Дерево – универсальная метафора ван Эйка, основа его картин

Знание – сила
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
Полный метр Полный метр

Уютно обустраиваем зоны для работы, отдыха и бьюти-экспериментов

VOICE
В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ! В чем разница между обычным фотоаппаратом и кинокамерой? Узнайте простой ответ!

Что стоит учесть, выбирая камеру? Чем они отличаются?

ТехИнсайдер
«Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев» «Конец Мегафауны: Увлекательная жизнь и загадочная гибель мамонтов, саблезубых тигров и гигантских ленивцев»

Как наших предков заподозрили в истреблении мегафауны

N+1
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Ускользающая простота Ускользающая простота

Как Геннадий Шпаликов не нашел себе места в застое

Weekend
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении