«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

WeekendСобытия

Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: представление героя, в представлении не нуждающегося

Текст: Василий Степанов

Фото: Cartoon Network, Saboteur Media, Shark Pig

В России проходят показы киноцикла Amfest Art & Artists. В центре внимания — документальное кино о творцах, изменивших культурный ландшафт последних 150 лет. Главный из героев кино — монтажер и режиссер Хэл Эшби, уникальный автор, который выделяется даже на фоне бесконечно богатой легендарными именами эпохи Нового Голливуда.

Безусловно, что-то курьезное есть в том, что аннотации фильма о Хэле Эшби вынуждены представлять своего героя через фигуру Квентина Тарантино. Дескать, так и так, дорогой современный зритель, но работы этого автора входят в личный топ того самого режиссера «Криминального чтива» и «Убить Билла». Тарантино же начинал в видеопрокате, так что, наверно, понимает в кино. Затем в ход идут священные имена Копполы и Скорсезе — Эшби все-таки из того самого Нового Голливуда, яркого и короткого, как взрыв, периода в истории послевоенного американского кино. Все они плоть от плоти той великой вспышки. Но оба — и Коппола, и Скорсезе — младше Эшби лет на десять. Как и, например, Питер Богданович или жаловавшийся на высокомерие старшего товарища — «его интересовали только Стэнли Кубрик и Майк Николс» — Брайан Де Пальма. Пожалуй, дело не столько в этой небольшой, но все-таки существенной, когда речь идет о творческом становлении, дистанции — а в том, что все упомянутые выше классики пережили Хэла Эшби на тридцать с лишним лет. 59-летний Эшби стремительно сгорел от рака в 1988-м, а худшее, что можно было придумать в Голливуде,— это умереть в конце 1980-х, когда начиналась совсем другая эпоха. Когда главным героям 1970-х приходилось цепляться за жизнь и работу чуть ли не зубами, лишь бы только остаться в бизнесе. Да, смерть в этом смысле не лучшее карьерное решение.

Фото: Cartoon Network, Saboteur Media, Shark Pig

К началу нового тысячелетия о Хэле Эшби практически забыли. По крайней мере, в тех офисах, где отреставрированные фильмы покупают для повторного проката. Но остались «Гарольд и Мод» (про роман двадцатилетнего парня со своеобразным чувством юмора с веселой восьмидесятилетней бабушкой, пережившей Освенцим), «Последний наряд» (одна из лучших ролей Джека Николсона, уверенно дискредитирующего военное правосудие), «Возвращение домой» (посмотрите немедленно), «Будучи там» (о таком кино обычно говорят «заставляет задуматься»)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении