Путешествие на виртуальном трамвае
Что приобрели и что потеряли современные дети и подростки, которые внушительную часть жизни проводят в гаджетах, и почему они все чаще чувствуют себя усталыми и больше всего остального хотят просто спать. Своими наблюдениями и выводами делится психолог Катерина Мурашова
Сегодня у нас с вами, уважаемые читатели, будет в некотором смысле продолжение и даже попытка осмысления моего предыдущего материала — опрос детей и подростков про самые интересные для них занятия. Если вы ко мне в этих попытках присоединитесь в своих письмах, я буду очень рада.
Важное уточнение: здесь я категорически не собираюсь давать происходящему с нами и с нашими детьми оценок, ни рукоплескать удивительному прогрессу нашего мира, ни качать головой по поводу «Ужас-ужас! Все пропало» совершенно не входит в мои намерения. А входит в мои планы просто посмотреть, что именно происходит, и попытаться понять, откуда у всего этого ноги растут.
Итак. Что у нас в основе? Мой любимый всеобщий закон — закон сохранения вещества и энергии. В формулировке Михаила Ломоносова он звучит как «если где-то чего-то прибавится, то где-то что-то непременно убавится». Исключений в нем, насколько я понимаю, в обозримой нами Вселенной пока не наблюдается.
Давайте для начала посмотрим, что у нас за последние лет 30–40 добавилось. Тут все сразу вспомнят про информацию и разные, не совсем понятные для меня как для бывшего научного сотрудника, публикации на предмет того, что современный человек якобы потребляет за два месяца столько же информации, сколько человек XVII века — за всю свою жизнь. Оставим методики этих подсчетов на совести публикующих эти данные исследователей и обратимся к очевидному: за последние 30–40 лет у нас добавился целый, вполне полноценный, многообразный и многокрасочный мир, в котором мы сами (и наши дети и подростки, естественно) проводим по несколько часов в день. Вспомните последний отчет вашего основного гаджета или компьютера: за истекшую неделю вы проводили за экраном в среднем… сколько часов в день? Мой айпад иногда говорит, что это пять или даже шесть часов. Осознайте данную цифру и согласитесь, что при учете того, что в сутках по-прежнему 24 часа и в среднем 8 часов мы спим, это весьма существенная часть нашей жизни.
Моя бабушка, уже будучи на пенсии, однажды подсчитала (на листочке, в столбик), что целых два года своей жизни она провела в трамвае (она каждый день по два часа ездила на нем на работу). Целых два года! В трамвае! Эта цифра ее очень поразила. Давайте же сейчас попробуем осознать объем нашего «виртуального трамвая». А потом вспомним, что мы ведь не только запустили маршрут и катаемся на нем сами, мы уверенно заселили туда наших детей. И они (в отличие от, допустим, меня и моих сверстников) своей жизни без регулярных поездок в нем просто уже не представляют.
Что же мы делаем в этом, достаточно внезапно возникшем добавочном мире — трамвае, о котором 100 лет назад никто даже помыслить не мог?
Да в общем-то все то же самое, что и в предыдущем: работаем, учимся, общаемся, играем, читаем, слушаем музыку и смотрим кино.
Иногда даже и не отличить, правда?
Единственное, пожалуй, чего мы там не делаем, — это не общаемся ни с чем вещественным, тем, что не зрение и не слух. А что это у нас такое? А это у нас природа, реальный мир во всей своей увесистости и вещественности, и еще мы сами, люди как биологические существа.