Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историйРепортаж

Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

«В жизни Евстигнеев был полной противоположностью своим киногероям. Он никогда не был рассеянным, как Плейшнер, никогда не был интеллектуалом, как Преображенский, или шулером, как Ручников. Он был мужик, настоящий мужик», — вспоминает актер МХТ им. А.П. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

 Беседовала Инна Фомина

Фото: П. Шиликов/школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

Игорь Яковлевич, когда мы с вами договаривались об интервью, вы предложили провести его в стенах Школы-студии МХАТ. Почему?

— Потому что это место, с которым моя жизнь связана многие десятилетия. Здесь все дышит историей, напоминает о дорогих моему сердцу людях. Вот старинные напольные часы. Они когда-то стояли во МХАТе, в кабинете у Олега Николаевича Ефремова...

— Вы преподаете в Школе более 30 лет, из них 11 лет вы ректор. А когда впервые переступили порог этого здания?

— Я поступал в Школу-студию в 1978 году, когда она располагалась еще не в этих стенах, а рядом — справа от входа на Основную сцену МХТ, там, где сейчас Учебный театр Школы и Новая сцена (к слову, постановочное отделение, которое теперь называется факультетом сценографии и театральных технологий, вообще находилось на территории Щепкинского училища).

А в этот дом с богатой и необычной историей Школа переехала в 1984 году. Построено здание было в 1891-м, причем при строительстве были найдены склепы и захоронения старой каменной церкви Спаса Преображения. Мы делали ремонт на втором этаже и нашли под слоем штукатурки газеты как раз конца XIX века. В 30-е годы при генеральной реконструкции Тверской улицы большую часть здания снесли, при этом оно подросло — надстроили несколько этажей.

Здание существовало как доходный дом. Но в нем был большой зал со сценой, в котором работал Железнодорожный клуб, выступал театр «Веселые маски». Еще тут находилось артистическое кафе «Десятая муза», в котором собирались деятели кино, проходили собрания Всероссийского союза поэтов — на них бывали Маяковский, Брюсов, Есенин, Эренбург, Мариенгоф, в кабаре «Короли экрана среди публики» выступала Вера Холодная. В этом доме жили народные артисты СССР Леонид Леонидов и Вера Пашенная.

Фото: Е. Цветкова/школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— Уникальное место!

— Да!.. Так вот, в 1978 году я приехал в Москву «поступать на артиста» из Ташкента. В этом городе мои родители оказались во время войны, в эвакуации. В Ташкенте я родился, и в нем в 1966 году мы пережили чудовищное землетрясение. Ту ночь хорошо запомнил — мне было пять лет. Наш дом оказался рядом с эпицентром, мы еле успели выскочить из разрушающегося здания — оно развалилось. Следующий год жили у папиной сестры, а потом нам дали трехкомнатную квартиру...

Родители у меня были замечательные люди. И простые — из-за войны остались без хорошего образования. Папа работал механиком на железной дороге. Мама сначала трудилась на заводе, потом устроилась в кафе-мороженое при Центральном парке. А затем была заведующей буфетом при кассе «Аэрофлота» в гостинице «Россия».

Игорь Золотовицкий и Юрий Стоянов на Рождественском концерте в МХТ им. А.П. Чехова, 2024 год. Фото: Е. Цветкова/школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— От кого из родителей вы унаследовали актерский талант?

— Думаю, от мамы. Она была человек-праздник, очень артистичной, обожала употреблять «красивые» выражения типа «ибо». Моя коммуникабельность тоже от нее — мама была невероятно общительной. Она любила отдыхать на Северном Кавказе — в Минводах, Кисловодске, и я часто ее провожал на вокзал. Так вот, за то время, что она заходила в купе, ставила там вещи и возвращалась ко мне на перрон, чтобы сказать до свидания и обнять, успевала познакомиться со всеми пассажирами, которые ехали с ней в купе! Выходила и говорила: «Тетя Люба обещала купить тебе ботинки — у тебя же большой, редкий размер. А дядя Коля достанет нам колбаски». Только вот ее способности к языкам я не перенял. Мама прекрасно говорила по-узбекски, причем на ферганском диалекте. А я, хоть и прожил в Ташкенте 17 лет, не знал по-узбекски ни слова...

— Ваша семья была далека от театра. А как вы решили стать артистом?

— В нашей семье было двое детей. Один ребенок — моя сестра — был умный (Света стала математиком). А второй — я — стал артистом... Быть актером хотел всегда. С пятого класса занимался в городском Дворце пионеров в театральной студии «Товарищ» под руководством Ольги Карловны Фиала. Она — дочь австрийского коммуниста — прошла войну, была удивительным человеком, невероятно совестливым и честным. Ученики Ольги Карловны стали актерами, режиссерами, педагогами, многие работали в Русском драматическом театре в Ташкенте. А мне она помогала готовить вступительную программу в театральное училище.

— В Москву отправились на самолете?

— На поезде, потому что папа, как сотрудник железной дороги, имел льготы при приобретении железнодорожных билетов. Ехали до столицы двое с половиной суток, но мне дорога показалась легкой и приятной: поскольку папу знали все проводники, нам даже плов готовили!

Как оказалось, на экзамены я опоздал — туры были в самом разгаре. Тем не менее показаться в разные училища успел. Если бы тогда поступил в Школу-студию МХАТ, то учился бы на одном курсе с моими будущими друзьями — Романом Козаком и Дмитрием Брусникиным, которых, увы, уже нет, с Машей Брусникиной, которая сейчас в Школе-студии заведует кафедрой сценической речи и возглавляет Молодежный театр — РАМТ. Но, как видите, не сложилось.

Игорь Золотовицкий, Станислав Любшин и Виктор Рыжаков на вручении дипломов Школы-студии МХАТ, МХТ им. А.П. Чехова, 2024 год. Фото: Е. Цветкова/школа-студия имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— Вы хотели учиться именно в Школе-студии МХАТ?

— Нет, в Щукинском училище, потому что оно гремело по всей стране. А о том, насколько культовой была Школа-студия, просто не знал. Кстати, когда «пролетел», не очень расстроился. Потому что почувствовал главное: поступить вполне могу!

Вернулся в Ташкент и пошел в эстрадно-цирковую студию при местной филармонии. Но быстро понял, что жанр конферанса — это совсем не мое. И ушел. Тогда мама меня спросила: «Сынок, а ты хочешь на следующий год поехать в Москву и снова поступать?» — «Конечно!» — «Тогда иди и заработай себе на билет». И я пошел работать на завод слесарем-ремонтником токарных и фрезерных станков.

Первый месяц был учеником с зарплатой в 90 рублей, потом мне дали второй разряд и уже 150 рублей — приличные деньги для того времени (когда через пять лет начал работать в театре, получал гораздо меньше). Токарный станок и сейчас могу разобрать, правда, собрать обратно — вряд ли. С первой зарплаты купил маме и папе подарки. И, конечно, «проставился» — достал еды и выпивки и накрыл стол. Мои наставники, которые отработали на заводе по 40, 50 лет, водочку у меня приняли. Но сказали: «Мы за тебя выпьем, а ты иди!» Я удивился: «Как так, а я?!» — «А тебе рано еще! Вот когда исполнится 18 лет, тогда и нальем».

Курс И.Я. Золотовицкого и С.И. Земцова в Школе-студии МХАТ, выпуск 2006 года. Фото предоставлены школой-студией имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— Как чувствовали себя на заводе?

— Отлично, только поначалу вставать в пять утра было непривычно. Завод был прекрасной школой жизни. Какие потрясающие люди там работали! Один из моих наставников, дядя Толик, был высоченным, как я. А кулачищи у него было такие громадные и сильные, что он в первый же день крепко-накрепко закрутил огромный болт и сказал мне: «Откручивай!» Я гаечным ключом еле его открутил. Другой мой наставник, дядя Виктор, был шлифовальщик очень высокого разряда. Я все не понимал, почему он по полдня сидит и ничего не делает. Спрашиваю: «А почему вы отдыхаете?» А он: «А я за два дня выполняю недельную норму». — «Так можно же больше нормы деталей выточить и побольше заработать». А он: «А зачем? У меня и так зарплата 500 рублей. Я свою работу очень качественно выполняю. А в свободное время лучше отдохну, почитаю».

Мужики учили меня играть в домино, а еще часто разыгрывали. Я решил выпилить для девушки, в которую был безумно влюблен, плойку. Тогда в магазинах этот прибор редко «выкидывали», то есть продавали, а завивать волосы у девушек было модно. Начинаю обрабатывать алюминиевую заготовку, а она не пилится. Ничего не понимаю, а мужики стали вокруг и смеются. Оказывается, они ее втихаря смазали машинным маслом, чтобы скользила. Мужики отсмеялись и сказали: «Ладно, мы тебя разыграли. А сейчас поможем — покажем, как выточить».

— В итоге заработали на билет до Москвы?

— Конечно! Во второй раз отправился в столицу на самолете и без папы. Я уже был опытный абитуриент, прошлогодние прослушивания кое-чему меня научили. К тому же когда я показывался — по-моему, в ГИТИС, — ко мне подошел какой-то выпускник этого вуза. Я его видел первый раз, не знал, как зовут, но он просто решил мне помочь и дал несколько советов. Уже не помню, что конкретно он подсказал, но программа зазвучала лучше. Читаю отрывок из Чехова и вижу, как нравлюсь приемной комиссии: два предложения произношу, а они падают со стульев и просят: «Давай дальше, еще!»

В итоге прошел и в Щукинское, и в Школу-студию. Решил пойти в «Щуку», потому что там были блестящие педагоги, курс набирал Юрий Васильевич Катин-Ярцев. Но и тогда, и сейчас в ситуации, когда абитуриент проходит сразу в несколько училищ, руководители курсов часто договариваются между собой — кого кто берет. Мой будущий мастер в Школе-студии Виктор Карлович Монюков сказал мне: «Мы с Юрием Васильевичем уже поговорили и решили: ты будешь учиться здесь». Вот так все сложилось.

Выпуск Школы-студии МХАТ 2010 года со своими худруками И.Я. Золотовицким и С.И. Земцовым. Курс И.Я. Золотовицкого и С.И. Земцова в Школе-студии МХАТ, выпуск 2006 года. Фото предоставлены школой-студией имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— Кто учился с вами на курсе?

— В первую очередь это Сергей Земцов... Мы с ним каждые четыре года набираем курс на актерский факультет — в позапрошлом году набрали шестой по счету. Сергей Иванович — выпускник Нижегородского театрального училища имени Евстигнеева, профессор Школы-студии МХАТ, был деканом актерского факультета 25 лет, сменив на этом посту прекрасного педагога, выпускника Школы-студии Олега Георгиевича Герасимова. Мы с Сергеем Ивановичем практически родственники.

Еще один мой однокурсник — Алексей Геннадьевич Гуськов, будущий народный артист. Он старше меня на три года и как-то сразу взял надо мной опеку. Когда я поступал, Лешка приютил меня в общежитии Бауманского института (он до этого там учился). А потом мы с Лешей жили в одной комнате в общежитии Школы-студии на Дегтярке (в Дегтярном переулке) — пока он не женился...

Алеша сделал себя сам, он невероятно целеустремленный, напористый и очень востребованный — абсолютный бульдозер! Где он только не работал: в Театре имени Пушкина, на Малой Бронной, в Театре Гоголя. Если у него было меньше ролей в театре, он сосредотачивался на кино — снимался или продюсировал. Когда была пауза в съемках, руководил студией, которая выпускала замечательные мультфильмы. Если не ошибаюсь, Гуськов — единственный выпускник Школы-студии МХАТ, который работает в Вахтанговском театре. Это Олег Николаевич Ефремов брал в свой театр выпускников всех московских театральных училищ. Например, Катя Васильева ВГИК окончила, Ия Сергеевна Саввина вообще была без актерского образования, но Ефремов пригласил их. А в Театре Вахтангова до последнего времени старались брать в труппу только «своих» — ребят из Щукинского училища. Но Гуськова взяли!

Игорь Золотовицкий и Константин Райкин на открытии выставки к 80-летию Школы-студии МХАТ, 2023 год. Фото предоставлены школой-студией имени Вл. И. Немировича-Данченко при московском художественном академическом театре имени А. П. Чехова»

— На вашем курсе еще училась Алена Бондарчук...

— Да, наша Аленушка, хорошая, прекрасная моя девочка, которой, увы, уже нет с нами. Мне кажется, я был в нее влюблен. Но ее брат Федор, с которым дружу, у которого снимался, в это не верит. Зато Федька почему-то утверждает, что это я научил его пить водку. Я возражаю: «Когда это я тебя учил?! Ты же младше меня на шесть лет. Значит, когда я был на втором курсе, ты учился в пятом-шестом классе. Ребенок еще, какая водка?!» Но он спорит: «Нет, ты меня научил! И я буду всем это рассказывать».

Я благоговел перед родителями Алены. Ирина Константиновна Скобцева была очень красивая до конца жизни, причем в зрелом возрасте она мне даже больше нравилась. А какое чувство юмора у нее было, как тонко она иронизировала! Много лет спустя мы устроили ей творческую встречу на Малой сцене МХТ. Она по-прежнему обращалась ко мне ласково: «Игорек». А я ей напомнил: «Ирина Константиновна, а я ведь так за Аленушкой ухаживал». А она удивилась: «Я не знала!»

Когда же в комнату заходил Сергей Федорович Бондарчук, воздух становился гуще. Он казался таким огромным, значительным, хотя дело тут совсем не в росте. Когда я оканчивал Школу-студию, приключилась такая история. Человек пятнадцать с нашего курса что-то отмечали. Потом решили продолжить банкет — устроить пикник с шашлыками и выпивкой на свежем воздухе. На чьих-то раздолбанных «жигулях» отправились на Николину Гору. Как все 15 человек поместились в машине, не понимаю! Обалдел и гаишник, который остановил наше авто недалеко от «места назначения». Когда мы, пьяные и мокрые, потому что в тот вечер шел дождь, вывалились из «жигулей», он только и смог произнести: «А можете обратно туда все залезть?» Мы смеялись: «Конечно, можем!» Но блюстителю порядка было явно не до шуток. Тут я сообразил, что совсем поблизости дача Бондарчуков. Говорю Алене: «Беги за папой!»

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлана Немоляева: Светлана Немоляева:

Наша судьба была предопределена

Коллекция. Караван историй
В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату В Европу через Океанию: как получить ВНЖ в Греции с помощью паспорта Вануату

Почему востребован ВНЖ Греции и какую роль тут играет паспорт Вануату

Forbes
Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает» Ирина Медведева: «Если кто-то думает, что у меня идеальная жизнь, — пусть так и считает»

«Мне все улыбались. Франция — это страна улыбающихся людей»

Коллекция. Караван историй
Умный город: утопия или реальное будущее? Умный город: утопия или реальное будущее?

Можно ли создать идеальный город?

Наука и жизнь
Яна Сексте: Яна Сексте:

Бомба замедленного действия — Яна Сексте

Караван историй
5 ценных навыков, которым хорошие родители обучают детей прямо сегодня 5 ценных навыков, которым хорошие родители обучают детей прямо сегодня

Ключевые навыки для развития детей по мнению психологов

Psychologies
Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас» Ольга Медынич: «Вампиры на самом деле обитают среди нас»

«Когда соглашалась на эту роль, даже не думала, с чем столкнусь»

Караван историй
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
Людмила Зайцева: «Сопротивляться обаянию Олега Ефремова было невозможно» Людмила Зайцева: «Сопротивляться обаянию Олега Ефремова было невозможно»

Я пришла к Станиславу и сказала, что готова сниматься в фильме в любом качестве

Караван историй
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего» Николай Коляда: «Слава богу, зрители не знают о нашей театральной кухне ничего»

Николай Коляда о Галине Волчек и «Современнике»

Коллекция. Караван историй
«Чувствовать себя толстым и быть толстым — разные вещи»: 10 вопросов клиническому психологу о расстройствах пищевого поведения «Чувствовать себя толстым и быть толстым — разные вещи»: 10 вопросов клиническому психологу о расстройствах пищевого поведения

Как соцсети влияют на развитие РПП? Можно ли избавиться от болезни насовсем?

СНОБ
Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний Иммунитет и вакцинация: роль вакцин в профилактике инфекционных заболеваний

Как работают вакцины?

ТехИнсайдер
Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет Как ИИ помогает диагностировать смертельные болезни, и чего он пока не умеет

Как нейросети могут помочь врачам в их работе?

Inc.
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
Как Алена Попова помогает родителям реабилитировать детей с двигательными нарушениями Как Алена Попова помогает родителям реабилитировать детей с двигательными нарушениями

Алена Попова основала школу здоровья и реабилитации «Арника»

Forbes
Вспомним Энтони Бурдена Вспомним Энтони Бурдена

Гастроэксперт Иван Глушков — о том, что и где есть и пить в Японии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей

Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей?

Forbes
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Красота, за которой скрывалась жестокость: самые известные женщины-серийные убийцы в истории Красота, за которой скрывалась жестокость: самые известные женщины-серийные убийцы в истории

В нашей подборке — женщины-убийцы из разных исторических периодов

ТехИнсайдер
Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени

Разбор саундтрека «Пингвина»: главные элементы его музыкальной составляющей

СНОБ
Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители Шимпанзе лучше выполняют задания, если на них смотрят зрители

«Эффект аудитории» укоренился в социальной эволюции человекообразных обезьян

ТехИнсайдер
Безумству поем мы славу Безумству поем мы славу

Второй «Джокер»: Хоакин Феникс и Леди Гага отказываются развлекать публику

Weekend
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Как растения размножаются Как растения размножаются

Почему одни растения плодятся спорами, а другие семенами?

Наука и жизнь
Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей

За историей успешного предпринимателя стоят не только визионерские прозрения

Forbes
Что такое киберфлешинг: зачем мужчины отправляют женщинам дикпики Что такое киберфлешинг: зачем мужчины отправляют женщинам дикпики

Что толкает мужчин высылать малознакомым девушкам снимки своих гениталий

Psychologies
Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность Что такое фототерапия: как принять и полюбить свою внешность

Могут ли селфи помочь принять себя?

Psychologies
Под кайтом Под кайтом

Как побить мировой рекорд скорости для парусных судов

ТехИнсайдер
Открыть в приложении