Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон
Ксения Рыкова — в прошлом юрист, а теперь социальный предприниматель. Она стала одной из победительниц премии Forbes Woman Mercury Awards 2024, основав инклюзивный массажный салон «6 чувство», — в нем работают мастера с проблемами зрения. Мы поговорили с Ксенией о том, почему ей было важно поддержать незрячих людей и как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии.
До того, как стать предпринимателем, Ксения Рыкова работала начальником юридической службы в крупной консалтинговой компании, занималась бухгалтерией, собирала новую команду и в какой-то момент выгорела. Настолько, что сил хватало только на то, чтобы нажать на кнопку запуска компьютера. В тот момент она поняла, что хочет заниматься чем-то своим.
До того, как стать предпринимателем, Ксения Рыкова работала начальником юридической службы в крупной консалтинговой компании, занималась бухгалтерией, собирала новую команду и в какой-то момент выгорела. Настолько, что сил хватало только на то, чтобы нажать на кнопку запуска компьютера. В тот момент она поняла, что хочет заниматься чем-то своим.
Первым делом Ксения изучила рынок и прошла курсы массажистов — чтобы понимать, какую услугу она хочет предоставлять клиентам. После начала искать помещение. По словам Рыковой, эта задача оказалась самой сложной перед открытием: «Трудно найти пространство, которое стоит адекватных денег и соответствует определенным параметрам. Нам нужно, чтобы помещение не только подходило по требованиям медицинской лицензии, но и было недалеко от метро. Служба метрополитена помогает нам доставлять незрячих массажистов до работы, но при условии, что до него ехать не более 15 минут».
Первое помещение удалось найти как готовый бизнес — раньше на месте «6 чувства» находился другой салон. Ксения вложила в его покупку 1,3 млн рублей собственных накоплений — «но наименование и клиентская база мне не продались, по факту я купила просто ремонт и некоторое оборудование». Первое время, чтобы начать «отбивать» средства, приходилось сдавать кабинеты в аренду, в итоге получилось быстро выйти в небольшой плюс. Средства, вложенные в обустройство салона на старте, окупились через четыре месяца его работы.
В начале работы Алена и Ксения принимали по одному клиенту в день: Алена делала массаж, а Ксения была администратором. Через два месяца после открытия мастеров стало больше, через восемь Рыкова смогла взять в штат двух администраторов, пиар-специалиста и сосредоточиться на развитии бизнеса.
Сегодня выручка салона составляет около 10 млн в год, чистая прибыль — 18% от выручки, но в планах на ближайших год поднять ее до 22%. Более 50% выручки уходит в ФОТ, остальные статьи расходов — аренда, оплата интернета, закупка расходников, амортизация: например, недавно были обновлены кушетки, закуплена плитка. В ближайшие месяцы Ксения планирует выделить также бюджет на активную рекламу в социальных сетях.
Социальный бизнес
В понятии «социальное предпринимательство» для Рыковой на первом месте слово «предпринимательство». Дело должно основываться на отношениях с клиентом, где он «голосует за качественный продукт рублем», убеждена она. И поэтому с первых дней финансовая модель салона полностью опиралась на доход от коммерческой деятельности.