На маркетплейс за деньгами
Кэптивные банки маркетплейсов стали игроками финансового рынка
Классические B2C-маркетплейсы становятся все более заметными игроками финансового рынка. «Озон», «Яндекс Маркет», Wildberries & Russ не так давно обзавелись собственными банками. Изначально речь шла только о проведении платежей внутри маркетплейса. Однако ситуация меняется.
Кэптивные (карманные) банки маркетплейсов становятся самостоятельными игроками финансового рынка, предлагая полный спектр финансовых услуг как для физических лиц (вклады, карты, рассрочки, BNPL), так и для юридических (РКО, лизинг, факторинг). «В открытых источниках нет агрегированной информации об объемах портфелей физлиц и юрлиц в портфелях кэптивных банков маркетплейсов, однако речь может идти о 150–200 млрд руб. юрлиц и до 100 млрд руб. на счетах физических лиц в различных накопительных продуктах. Столь успешной капитализации своих банков маркетплейсы добились на последние три-четыре года»,— считает управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.
Судя по отчетностям маркетплейсов, они планируют и дальше активно развивать финансовое направление. По данным Банка России, в сентябре 2024 года собственный капитал Яндекс-банка вырос почти вдвое — с 8,9 млрд до 17,3 млрд руб., установив рекорд роста среди российских банков. Другие банки, принадлежащие крупнейшим маркетплейсам, также показали хорошую динамику. Вайлдберриз-банк увеличил капитал на 21,5%, до 12,1 млрд руб., Озон-банк — на 7,9%, до 19,8 млрд руб. По данным ЕГРЮЛ, уставный капитал Яндекс-банка в прошлом месяце удвоился — с 560 млн до 1,2 млрд руб. Летом о запуске собственного лизингового направления сообщил «Яндекс Маркет». Лизинг будет доступен не только для B2C-продавцов «Яндекс Маркета». «Он будет востребован среди заказчиков для бизнеса — клиент сразу сможет ввести оборудование в оборот и начать на нем зарабатывать»,— поясняли «Деньгам» в компании. В июне о создании юрлица — «Озон Лизинг» — объявил «Озон». По данным «СПАРК-Интерфакс», уставный капитал компании — 70 млн руб. Предполагается, что она займется финансовым лизингом как для клиентов и партнеров маркетплейса, так и для внешнего рынка. Выдачи начнутся в 2024 году.
К слову, успешного иностранного опыта создания маркетплейсами рыночных банковских игроков, по сути, пока нет. «Крупные международные маркетплейсы, такие как Amazon, Alibaba и прочие, также имеют свои дочерние сервисы финансовых услуг, которые, однако, преимущественно фокусируются на расчетных операциях и развитии платежной инфраструктуры. Попытки выйти на рынок финансирования клиентов совместно с крупным партнером были со стороны Apple, но спустя какое-то время эксперимент был признан неудачным»,— делится директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Роман Корнев. «Китайский опыт говорит, что у финансовых структур, аффилированных с электронными площадками, потенциал с учетом их растущего значения для продаж товаров и услуг в современной экономике может быть огромным»,— полагает главный экономист Института экономики роста им. П. А. Столыпина Борис Копейкин. «Хотя крупнейшие игроки в Китае — платежные системы с небанковским статусом, они оказывают ряд финансовых услуг. По разным оценкам, платежной платформой Ant Group, аффилированной с AliBaba, пользуется более 1,3 млрд покупателей и около 80 млн поставщиков. Число пользователей платежной системы WeChat Pay — более 1 млрд»,— приводит данные он.