Отражение — это еще не вы: что такое зеркальное «Я» и как увидеть себя в мире фейков и фильтров
Когда вы смотрите в зеркало, что вы видите? Себя? Или идеальную версию, которую хотелось бы показать миру? А может, некий «образ», пропущенный через фильтры, собранный из лайков и смайликов?
Концепция зеркального «Я», предложенная американским социологом Чарльзом Кули, говорит, что мы видим себя в отражении, созданном другими людьми. То есть наше восприятие себя — это не просто то, что думаем мы сами, а то, как нас, по нашему мнению, воспринимает окружение.
Сегодня, в эпоху соцсетей, фильтров и фейков, концепция зеркального «Я» стала особенно актуальной. Мы все ежедневно «полируем» свои образы, выкладываем идеальные версии себя, подсознательно ожидая подтверждения и одобрения от других. Но к чему приводит постоянная потребность в этом одобрении? И как в этом бесконечном калейдоскопе образов найти ту самую версию себя?
Чтобы поговорить об этом, Центр толерантности и журнал Psychologies в рамках Недели толерантности провели мероприятие «Многогранники: как собрать себя в мире фейков и фильтров».
По его следам мы подготовили статью, посвященную поиску баланса между тем, каким вас видит мир, и тем, каким вы хотите быть.
Что такое зеркальное «Я» и как оно работает?
Концепция зеркального «Я», предложенная социологом Чарльзом Кули в начале ХХ века («Human Nature and the Social Order», 1902), утверждает: наше восприятие себя — это не столько наши собственные мысли, сколько отражение того, как, по нашему мнению, нас воспринимают окружающие.
Представьте, что каждый человек, с которым вы взаимодействуете, держит перед вами зеркало и показывает свою реакцию. Когда друзья одобрительно кивают, а коллеги ставят смайлики-сердечки на сообщения о выполненной задаче в мессенджере, «зеркало» говорит вам: «Ты хороший человек! Ты отличная специалистка». Но когда кто-то недоволен и разочарован, или вообще «не в теме»… зеркало может подать какой угодно сигнал, но трактуется сознанием он так: со мной что-то не так.
Кули описывал зеркальное «Я» как трехступенчатый процесс. Сначала мы представляем, как выглядим в глазах других людей. Затем предполагаем, как нас оценивают: положительно или отрицательно. И наконец, на основе этих предположений формируем к себе отношение. Если мы думаем, что кто-то считает нас талантливыми, это подкрепляет нашу уверенность. Если же мы считаем, что кто-то нас недооценивает, уверенность падает. Как и желание что-либо доказывать.
В мире социальных сетей эта теория приобретает новый смысл
Теперь мы «смотримся» не только в глаза окружающих, но и в виртуальные зеркала — лайки, комментарии, просмотры, число подписчиков и охваты. Чем больше одобрения мы получаем онлайн, тем выше наша самооценка. Обратная сторона также очевидна: самооценка становится более хрупкой и зависимой от внешней оценки.
Если раньше в наборе оценивания были слова, артикуляция и жесты, то теперь каждый может видеть свое отражение в цифровом «айсберге», где есть и лайки, и дизлайки, и случайные зрители нашего контента, которые вообще ничего про вас не знают и оценивать никак не могут. Но оценивают.