Тернистый путь электрокара: когда мир откажется от бензиновых двигателей
В 2040 году в мире будут продавать только электромобили, предположил глава американского нефтегазового концерна ExxonMobil Даррен Вудс. Однако спустя два года рынок начало трясти: ЕС и США пытаются предотвратить мировую экспансию китайских электрокаров, а главы автомобильных концернов требуют от правительств повременить с запретом двигателей внутреннего сгорания. Смогут ли торговые войны замедлить распространение электромобилей, — в своей колонке для Forbes объясняет директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович.
Автомобили расходуют около 60% добываемой в мире нефти. При этом использование двигателей внутреннего сгорания приводит к выбросам углекислого газа в атмосферу, которые ускоряют изменение климата. В 2022 году эмиссия от транспорта составила 20,7% мировых выбросов CO2. Переход на транспорт с электрическим приводом сократит эмиссию парниковых газов и снизит негативное влияние транспорта на климат.
По данным Международного энергетического агентства (МЭА), электромобили в 2024 году занимают около 20% в объеме продаж легкового транспорта в мире. Агентство предполагает, что в 2035 году этот показатель превысит 55% — и это самый консервативный сценарий. Такое развитие событий снизит потребление нефти на 13 млн баррелей в день, что на 13% ниже нынешних объемов. Еще более значительное увеличение количества электрокаров прогнозирует наряду с другими аналитиками и исследовательский центр RMI — как минимум 62% в продажах машин в 2030 году.
А глава американского нефтегазового концерна ExxonMobil Даррен Вудс два года назад предсказал, что в 2040 году каждый проданный автомобиль будет электрическим. Это приведет к радикальному снижению потребления нефти в сегменте легкового автотранспорта к 2055 году, потому что за 15 лет после прекращения продаж парк «традиционных» авто с двигателем внутреннего сгорания перестанет существовать.
Такие прогнозы аналитиков основаны на том, что большинство стран ставит перед собой цель в ближайшие 20 лет снизить выбросы парниковых газов в соответствии с Парижским соглашением. Для этого формируются планы мероприятий в том числе по переводу автопарка на «электрическую тягу». С одной стороны, это могут быть прямые ограничения и запреты на продажу бензиновых и дизельных машин. Например, в Норвегии такой запрет вступит в силу в 2025 году, а в ЕС — в 2035 году. С другой стороны, во многих странах действуют стимулирующие меры, побуждающие покупателей приобретать электрические машины, в том числе налоговые льготы и субсидии.