Как 25-летняя москвичка выручила 32 млн рублей на подвесках из бусин
В студенчестве Ася Косова пробовала делать бизнес, связанный с керамикой, живописью, винтажом, но настоящий успех пришел с украшениями. Летом 2023 года она собрала несколько ярких ниток из бусин и предложила использовать их в качестве аксессуаров для ключей, телефонов и сумок. Вскоре ассортимент ее проекта Krivokoso пополнился забавными фигурками лошадей, птиц и цветов, тоже из бусин. Они завирусились в соцсетях, привлекли внимание пользователей и брендов и за год принесли девушке более 30 млн рублей.
«Это про идиотизм, который сидит в каждом человеке, ты его транслируешь в своем образе через маленькие детали», — так Ася Косова описывает фишку своего бренда Krivokoso. В 2023 году она придумала делать подвески (или, как называет их сама Косова, обвесы) из бусин — от простых ниток до объемных фигурок животных, еды и цветов — которыми можно украсить сумку, джинсы, телефон или ключи. Всего за год идея выросла в бизнес, с которым работают онлайн-магазины и регулярно устраивают коллаборации крупные компании. За неполный 2024 год выручка составила 32 млн рублей, а сама Ася попала в лонг-лист рейтинга «30 до 30» в категории «Мода и дизайн».
Forbes поговорил с 25-летней Косовой и рассказывает, как появился и за счет чего так вырос ее бренд.
С миру по нитке
Ася Косова родилась в Смоленской области, выросла в Москве. Когда ей было 14 лет, ее мама вышла замуж за бельгийца, и семья перебралась в Бельгию. Переезд дался Асе тяжело: в России у нее остались друзья и привычная жизнь, а в Бельгии приходилось начинать все с нуля, да еще и на новом языке. Несколько раз в год на каникулах Косова бывала в Москве, а в остальное время «считала дни» до приезда. «В Бельгии нет таких возможностей для реализации, как в России. Плюс я хотела начать самостоятельную жизнь, а там даже бытовые вопросы я не могла решить самостоятельно», — вспоминает Ася. В результате, окончив в стране школу при российском посольстве, она вернулась в Москву и поступила в РАНХиГС.
Косова рассказывает, что в юности мечтала заниматься «политикой или чем-то серьезным», поэтому и выбрала факультет государственного и муниципального управления. Но в процессе обучения интерес к профессии «отпал сам собой». Одно время Косова работала у мамы, которая развивала бизнес по производству экокосметики в Бельгии, и занималась продажами в Москве. Вдобавок пробовала себя ассистентом на Мосфильме, помощником продюсера в Cosmopolitan, маркетологом в «какой-то неизвестной компании». Потом устроилась в адвокатское бюро, где работает по сей день (о своей текущей должности и задачах Косова предпочла не говорить).
Параллельно Ася пробовала себя в бизнесе: начинала делать «ugly-керамику» (от англ. ugly — уродливый), то есть нарочито некрасивые изделия с неровными формами и линиями, пыталась продавать винтажную одежду и боксы с подарочной косметикой, но особого заработка это не приносило. «В силу возраста не хватило смекалки, — рассуждает о первых неудачах Косова. — Плюс бизнес для меня — это творческий процесс. Я попробовала делать что-то ради денег, но не смогла продавать то, что на 100% мне не отзывается».
Украшения были очередной идеей Аси. Как-то раз она заказала бусины на маркетплейсе и сделала из них 20 брелоков-ниток с креплениями для ключей или для сумки. «Вдохновением были 90-е, когда носили ключи на шнурках от обуви», — рассказывает Косова. Она начала носить бусы сама и поделилась фотографиями готовых изделий в личных аккаунтах в соцсетях. «Никаких ожиданий у меня не было, — признается Ася. — Я просто знала, что, если ты бьешься в одну дверь, она рано или поздно откроется».