Анна Кузнецова о своем дебютном фильме «Каникулы»

WeekendРепортаж

«Нас очень быстро догнала реальность»

Анна Кузнецова о своем фильме «Каникулы»

Фото: Aamu Filmcompany

В прокат выходит дебютный фильм Анны Кузнецовой «Каникулы» — история короткой поездки детской театральной студии на фестиваль в Сочи, в которой детей сопровождают две учительницы — молодая руководительница кружка Таня (Дарья Савельева) и завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). С первых минут зрители узнают, что театральный кружок обречен, школьное начальство решило его расформировать, и поездка на конкурс — их последняя гастроль, только ни Таня, ни дети еще не знают об этом. Участники вступают в конфликт с оргкомитетом фестиваля (в кульминационный момент организаторы требуют изменить название спектакля, а после показа их ждет разгромное обсуждение жюри в лучших традициях советских партсобраний). В результате спектакль получает утешительный диплом, а дети и взрослые возвращаются домой. «Каникулы» получили гран-при первого фестиваля актуального российского кино «Маяк», и вот спустя год едва ли не чудом добрались до проката. Константин Шавловский обсудил с Анной Кузнецовой цену компромиссов и будущее нового режиссерского поколения в России.

В советском кино была очень большая традиция «школьного фильма», где школа всегда была моделью общества и государства. Насколько она важна для вас и вашего фильма?

Ну, в «Каникулах» довольно очевидна отсылка к «Ста дням после детства» Сергея Соловьева, мы ее, в общем, не только не скрываем, но даже, наоборот, всячески подчеркиваем. Мы с моим соавтором сценария Катей Задохиной очень это кино любим и специально пересматривали во время работы над сценарием. Нам было интересно посмотреть, как все изменилось в отношениях детей и взрослых с тех пор.

2024. Фото: из личного архива Анны Кузнецовой

И как же?

Нам кажется, что если в «Ста днях после детства» дети пытаются подражать взрослым, то в наше время скорее взрослые подражают детям. И мы эту мысль в нашем кино развиваем — что взрослеть не хочет никто, особенно в нашем поколении 30–40-летних. Поэтому фильму Соловьева мы довольно осознанно посылали приветы: театр, компот, «давай просто запомним это лето». Их должно было быть даже еще больше. Например, мы вырезали финальную сцену, которая целиком была оммажем «Ста дням после детства», помните, где они запускают воздушные змеи, там еще играет такая прекрасная музыка, а впереди у всех долгая счастливая жизнь. И когда мы писали и снимали — мы же начали работу над сценарием в 2018-м, а снимали в 2021-м,— посыл был таким: давайте еще раз оглянемся и посмотрим на все прекрасное, что с ними произошло. Но к тому моменту, как мы смонтировали фильм, жизнь настолько изменилась, что эта сцена стала неуместной. Мы просто увидели, что она туда больше не встает.

Фото: Aamu Filmcompany
Фото: Aamu Filmcompany

В традиции советского школьного фильма часто присутствуют две преподавательские фигуры — либеральная и консервативная. Это есть и у Бориса Фрумина в «Дневнике директора школы», и особенно ярко — у Станислава Ростоцкого в «Доживем до понедельника», где завуч-консерваторка в исполнении Нины Меньшиковой влюблена в либерального историка Вячеслава Тихонова. А у вас получается перевертыш — либеральная героиня Даши Савельевой явно увлечена строгим завучем в исполнении Полины Кутеповой. Это тоже осознанный привет советскому кино?

Я бы сказала, что у Савельевой и Кутеповой все-таки взаимное притяжение и отталкивание, и на этих качелях мы и пытались строить в фильме их конфликт. Но с советским кино тут все совпадения случайны. Я, к стыду своему, не пересматривала «Доживем до понедельника» в осмысленном возрасте — так, чтобы не по телевизору в детстве. Из школьного кино мы еще смотрели фильмы Динары Асановой, прежде всего «Не болит голова у дятла», Катя очень любит «Крылья» Ларисы Шепитько. Но вообще специально в советскую традицию мы так сильно не погружались.

Эта традиция и в российском кино получила свое развитие, и тут сложно не вспомнить «Школу» Валерии Гай Германики, которая шокировала в свое время депутатов Госдумы тем, что показала жизнь российских школьников близко к правде: мат и сцены употребления алкоголя — в общем, все, к чему мы привыкли в западных фильмах про подростков. У вас в «Каникулах» тоже документальная камера и манера существования артистов в кадре, но при этом жизнь школьников показана как будто с большей долей условности. Они даже матом не ругаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

W с книгой W с книгой

Предтеча магического реализма и главные европейские источники о монголо-татарах

Weekend
«Я терпеливо жду в засаде» «Я терпеливо жду в засаде»

Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

Монокль
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Самый гуманный сюр в мире Самый гуманный сюр в мире

10 самых сюрреалистичных советских мультфильмов

Weekend
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
В этом вся соль: из чего делают противогололедные реагенты и почему они плавят лед В этом вся соль: из чего делают противогололедные реагенты и почему они плавят лед

Из чего вообще сделана техническая соль и точно ли она безопасна для нас?

ТехИнсайдер
7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся 7 лучших киногероев-скуфов, которыми мы гордимся

Иногда даже лысеющий мужичок с пончиками может вдохновить на перемены

Maxim
Никаких трещин и белых разводов: как защитить ботинки от реагентов Никаких трещин и белых разводов: как защитить ботинки от реагентов

Как защитить свои ботинки от реагентов этой зимой?

ТехИнсайдер
«Каникулы»: драмеди о приключениях двух учительниц на театральном фестивале в Сочи «Каникулы»: драмеди о приключениях двух учительниц на театральном фестивале в Сочи

Почему драмеди «Каникулы» обязательно стоит посмотреть?

Forbes
«Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью «Выгон»: драма с Сиршей Ронан о борьбе женщины с алкогольной зависимостью

Как в фильме «Выгон» раскрывается проблема женского алкоголизма

Forbes
10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться 10 новых сериалов, от которых невозможно оторваться

Лучшие сериалы начала 2020-х годов, которые проглотят все ваше свободное время

Maxim
От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни От слов к действию: как бизнес помогает фондам спасать детские жизни

Как бизнес и благотворительные фонды помогают больницам и тяжелобольным детям

СНОБ
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить Чем гиперзвук отличается от суперзвука: то, что вы давно хотели знать, но стеснялись спросить

Есть ли скорость еще более высокая, чем гиперзвуковая?

ТехИнсайдер
Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком» Ангелина Стречина: «Я считаю себя везунчиком»

У меня возникли сомнения: действительно ли мне доверяют, не ошиблись ли?

Коллекция. Караван историй
На берегу Невы На берегу Невы

Интерьер с тонким петербургским настроением

SALON-Interior
Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей

За историей успешного предпринимателя стоят не только визионерские прозрения

Forbes
Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии Как сериал «Ничего не говори» рассказывает о конфликте в Северной Ирландии

«Ничего не говори»: трагедия Джин МакКонвилл и теракт в Северной Ирландии

Forbes
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости Как ходить с маленьким ребенком в ресторан: лайфхаки и хитрости

Лайфхаки, которые помогут насладиться походом в ресторан с ребенком

Psychologies
Корневая система Корневая система

О вопросах идентичности, которые сегодня исследуют художники в своем творчестве

Grazia
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей Культура публичной порки: почему мы так любим «казнить» провинившихся знаменитостей

Глава из книги Джонатана Сакса — о культуре отмены и самосуде

Psychologies
Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви

Как достроить отношения с отцом, если не хватило его любви в детстве

Psychologies
«Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса» «Банки переориентируются на транзакционно-сберегательную модель бизнеса»

Как банки развивают розничный бизнес и на какие продукты и услуги делают ставку

Деньги
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
ДНК всемогущая ДНК всемогущая

Можно ли узнать все о своем происхождении благодаря генетическим исследованиям?

Grazia
«Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность «Есть слово „надо“»: зачем развивать дисциплинированность

Почему дисциплинированность недооценена и как она помогает нам в жизни

Psychologies
Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого» Даня Крастер: «Я заболел алкоголизмом и был отчислен из строительного — теперь зудит по поводу этого»

Даня Крастер: невероятный разговор о популярной науке и любви ко всему новому

Maxim
Открыть в приложении