Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях

МонокльБизнес

«Я терпеливо жду в засаде»

Частный инвестор Маргарита Чинкова — о том, как заработать на офертах, допэмиссиях и ликвидациях и не прогореть

Евгения Обухова

Частный инвестор Маргарита Чинкова. Фото: Олег Сердечников

Несколько сделок, связанных с выкупом акций и другими корпоративными событиями, в этом году позволили частному инвестору и юристу Маргарите Чинковой удвоить первоначальный капитал. Ее подход на первый взгляд кажется сухим и основанным только на законодательстве об акционерных обществах, но на самом деле в нем есть место гипотезам, риску и даже торговле с плечом.

О том, к чему надо быть готовым тем, кто хочет забирать доходность с оферт и допэмиссий, о какой доходности может идти речь и почему важно быть собранным и внимательным, Маргарита рассказала в интервью «Моноклю».

— Вы говорите, что занимаетесь торговлей корпоративными событиями, или торговлей неэффективностями. Но неэффективность рынка — очень широкое понятие. Что она означает для вас?

— Рынок априори неэффективен: всегда есть либо апсайд, то есть отставание рыночной цены от той, какой она должна быть, либо, наоборот, рыночная цена выше той, какой она должна быть. Я нахожу неэффективности, связанные именно с корпоративными событиями юридического характера, так как по профессии я юрист. Допустим, мы ожидаем по закону выкупа акций по определенной цене, которая регламентирована законом. А рыночная цена от этой цены отстает. Вот вам неэффективность. Потенциальный заработок в том, что ты можешь по выкупу какой-то актив продать дороже, чем ты его купил. Или обратная ситуация: размещение новых акций, которое по какой-то причине происходит по цене ниже рыночной. Ты покупаешь акции дешевле напрямую от компании, а уже на рынке продаешь дороже.

— Как и когда вы начали работать с такими сделками и как пришли на фондовый рынок?

— Все началось в 2019–2020-м, когда банки начали очень активно предлагать своим клиентам открыть брокерский счет. Я просто открыла, попробовала, у меня не было никакой особой стратегии, скорее было просто интересно: по работе мне приходилось анализировать законодательство «по другую сторону баррикад» — тогда как раз вводились новые нормы, касающиеся того, как компании могут скупать собственные акции на рынке. Потом я это дело забросила, но вполглаза продолжала наблюдать за соцсетями. И увидела, что частные инвесторы недопонимают достаточно простые для меня вещи. Допустим, какое-нибудь простейшее преимущественное право. Для юриста, наверное, это звучит интересно — а для инвестора непонятно. Действительно, ты можешь в преимущественном порядке купить новые акции, но еще не факт, что тебе это даст преимущество с точки зрения заработка.

И я стала подключаться, что-то разъяснять. Те темы, о которых я пишу (в своем телеграм-канале. — «Монокль»), не всегда для меня представляют денежный интерес. Иногда я просто рассказываю, как в каком-то корпоративном событии участвовать, как акции по оферте продать. Брокеры и даже эмитент не всегда могут это объяснить. Компании скованы определенными правилами, руководствуются своими интересами.

И когда я стала рассказывать, как все это делается, я увидела в каких-то темах и для себя возможности заработка. Есть события, в которых я участвую просто потому, что хочу наглядно показать людям, как это сделать. А есть темы, в которые я серьезно вхожу, чтобы заодно и для себя пользу извлечь.

— В какой-то момент вы сделали консультации и трейдинг своим основным видом деятельности?

— Да, это произошло в последние два года, постепенно. Это модифицированное продолжение того, чем я занималась много лет. Но это совершенно новый для меня взгляд на те же самые правовые вопросы: одно дело, когда ты консультируешь компании, и другое — частного инвестора.

Что можно предсказать, а что нельзя

— Как вы подходите к выбору сделок?

— Самое интересное, что выбирать особо не приходится. Корпоративных событий не так много, а из них, если смотреть и разбираться, еще меньше качественных. То есть их приходится буквально выуживать — находить то, что мне кажется потенциально выгодным, и то, что мне подходит с точки зрения риска, который я готова принять. Вот у нас сейчас на Мосбирже более 200 эмитентов, чуть более 250 акций. Прямо сейчас, пока мы с вами разговариваем, находятся в процессе примерно 15 допэмиссий, включая и те, о которых только стало известно. По каким-то из них уже прошли сроки, по каким-то из них нет апсайда, и, в общем-то, тех, в которых потенциально интересно было бы участвовать, уже можно перечитать по пальцам одной руки. Ты еще должен при этом соблюсти условия — допустим, встать вовремя в списки на дату отсечки.

Если посмотреть на выкупы акций по требованию несогласных [с существенными корпоративными решениями] акционеров, то сейчас известно всего лишь о пяти. И тоже не все из них выгодные, а те, что выгодны, к моменту, когда срок выкупа завершится, может быть, уже перестанут быть таковыми, потому что волатильность «съест» ту самую неэффективность, которую мы хотели бы забрать.

Так что мои сделки были выбраны просто потому, что только они и были хороши.

И я стараюсь не мельтешить. Да, мало сделок за год. Но ничего страшного. Не надо пытаться сделать из торговли на бирже линейный заработок — он никогда таким не будет. Лучше терпеливо ждать в засаде каких-то интересных корпоративных событий, чем распыляться на мелкие сделки или идти на поводу у суперидей, которых сейчас очень много.

— Есть ли какое-то ограничение по сумме, с которой в такие сделки имеет смысл заходить?

— Иногда есть объективные ограничения в виде ликвидности, торговых оборотов по той или иной бумаге. Вот пример с «ЮТэйр»: многие понимали, что выкуп акций у несогласных с реорганизацией акционеров, скорее всего, по факту так и не будет реализован по объективным причинам, но так как ожидаемая цена «выкупа» была на 40–50 процентов выше рыночной, там мог быть потенциальный всплеск на графике. Но те люди, которые хотели эту идею торговать, просто не могли собрать пакет: обороты довольно маленькие и цена в «стакане» так разбросана, что было трудно собрать пакет именно по такой цене, чтобы потенциально можно было заработать.

Что касается нижнего порога участия, ты можешь и с одной акцией зайти в корпоративные события. Я уверена, что у многих людей в портфеле завалялось сколько-то бумаг «Детского мира». Скоро по ним ожидается начисление ликвидационной стоимости (или, как еще говорят, ликвидационной квоты), сколько бы этих акций ни было. Или акции Росбанка: кто не поучаствует в выкупах и останется с ними, тот получит конвертацию в акции Т-Банка. Даже если в портфеле осталась одна бумага.

Я смотрю торговые обороты и смотрю просто в стакане, какие там есть предложения, на какие суммы. Потому что даже в третьем эшелоне есть очень ликвидные бумаги. А есть бумаги, с которыми точно будут проблемы с тем, чтобы набрать позицию, и потом будут еще и риски: а что делать с этой набранной позицией, если что-то идет не так?

Некоторые корпоративные события — это эмиссия новых акций, когда ты акции покупаешь непосредственно у компании, а не на бирже. И тогда тебе нужны живые деньги, а не деньги на брокерском счете. Здесь, конечно, вступает в игру жадность — мало кому охота посреди года вывести деньги с брокерского счета и заплатить налоги, чтобы отнести эти деньги в компанию для покупки новых акций.

— Если говорить о доходности всех ваших сделок в этом году, сколько вы заработали на вложенный капитал?

— Получилось больше 100 процентов, то есть капитал удвоился. Но, рассказывая о сделках, я часто перевожу заработок в проценты годовых — так я хочу дать возможность сравнить выгодность той или иной сделки с депозитом и еще немножко перебороть нашу избалованность. Сейчас все так пресыщены тем, что отдельные бумаги в день летают на пять-десять процентов, что, когда ты говоришь людям: вот, смотрите, я заработала четыре процента за четыре дня, — это звучит не очень впечатляюще в современном контексте. Но это же почти гарантированные деньги за короткий срок. А если мы переведем это в годовые, больше 350 процентов, это уже вызывает больше интереса. Я хочу подчеркнуть: иногда не поздно в какие-то темы заходить и брать вот эти почти гарантированные проценты. И может быть, для некоторых людей это будет лучше, чем пытаться ловить рандомные бумаги по рандомным сигналам.

Это мой подход — наверное, он ничем не лучше и не хуже, чем другие методы торговли, и в нем тоже есть свои риски, но мне он комфортен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Харакири по всем правилам Харакири по всем правилам

6 марта 1929 года произошло событие, которое взбудоражило всю Москву

Дилетант
Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе Рокки и его братья: 6 лучших фильмов о боксе

Прекрасные фильмы о боксе и борьбе

Правила жизни
Гимнастика для глаз: 10 полезных упражнений для улучшения зрения Гимнастика для глаз: 10 полезных упражнений для улучшения зрения

Специальная зрительная гимнастика

РБК
Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает Как включить обогрев заднего стекла и что делать, если он не работает

Как включается обогрев заднего стекла и почему он может не работать

РБК
О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…» О. Димитрий: «Есть русская пословица: “Я всех так люблю, что вилами в рай загоню”. Так нельзя…»

«Думаю, любые попытки построить безрелигиозное общество обречены»

Монокль
Кончилась пленка, мотай Кончилась пленка, мотай

«Хэл Эшби: Ад и рай Голливуда»: об уникальном авторе эпохи Нового Голливуда

Weekend
Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо Не пытайтесь от него избавиться: 4 способа обратить синдром отличницы себе во благо

С чем связан синдром отличницы? Какие у него последствия?

Psychologies
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
Важный показатель Важный показатель

Что такое гликированный гемоглобин, кому и зачем его стоит сдавать

Лиза
Сюр о чем-то большем Сюр о чем-то большем

Как Гай Мэддин научился превращать сны в кино

Weekend
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Подводный меч страны Чучхе Подводный меч страны Чучхе

Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техника
Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака? Это у нас семейное: что происходит с институтом семьи и брака?

Успевают ли семейные отношения за стремительно меняющимся миром?

Правила жизни
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
6 правил хорошего брака 6 правил хорошего брака

Какие привычки повышают шансы на то, что вы будете жить вместе долго и счастливо

Psychologies
Спору — нет / спору — да Спору — нет / спору — да

Где подстерегают людей конфликты и почему они полезны?

Men Today
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
Служебный роман Служебный роман

Советские актеры, у которых служебные отношения переросли в личные

Лиза
Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье

Идеи, которые помогут сделать ваше «время вместе» теплее, дружнее и интереснее

Новый очаг
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Давид против Голиафа Давид против Голиафа

Когда началась англо-бурская война, мало кто сомневался в её исходе

Знание – сила
Водитель для зомби Водитель для зомби

«Кадавр»: сумрачный турецкий хоррор

Weekend
7 важных истин, которые я осознала, когда мой друг покончил с собой 7 важных истин, которые я осознала, когда мой друг покончил с собой

7 важных истин, которые я осознала после трагической кончины друга

Psychologies
Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок Ирина Тиусонина — о премии Wheretoeat, российских ресторанах в Дубае и выходе на международный рынок

Как изменилась ресторанная индустрия и почему звезды Мишлен больше неактуальны

СНОБ
Дама с собачкой (или кошечкой) Дама с собачкой (или кошечкой)

Когда любовь к питомцу превращается в зависимость

Лиза
Как отстаивать свое мнение и не бояться получить отказ: техники работы со страхом Как отстаивать свое мнение и не бояться получить отказ: техники работы со страхом

Боитесь отстаивать свое мнение, но хотите научиться это делать?

Psychologies
Истина где-то здесь Истина где-то здесь

Вокруг этих мест ходит много таинственных слухов и даже леденящих душу рассказов

Лиза
Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси Мифотворчество и Мартин Скорсезе: 5 фактов о композиторе Джачинто Шельси

Джачинто Шельси: несколько фактов о загадочном композиторе

РБК
«Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел «Синдром Питера Пэна»: как понять, что ты имеешь дело с мужчиной, который так и не повзрослел

Что такое синдром Питера Пэна и что делать, если твой партнер инфантилен?

VOICE
Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров Дело валютчиков: как в СССР судили подпольных миллионеров

Уникальное дело «королей» валютного мира СССР

ТехИнсайдер
Открыть в приложении