Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

ЭкспертБизнес

Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Текст: Ольга Ликина

Одна из сессий предстоящего Петербургского международного экономического форума будет посвящена высокоскоростным магистралям (ВСМ). Строительство первой ВСМ в России — между Москвой и Санкт-Петербургом — ведется в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ожидается, что магистраль станет катализатором масштабных технологических и экономических изменений на десятилетия вперед. Как выстроена модель реализации проекта и кто стоит за масштабным инженерным рывком — в нашем материале.

Движущая сила

Инициатором строительства высокоскоростной магистрали выступил президент России Владимир Путин. Во время посещения завода «Уральские локомотивы» (ГК «Синара»), где создаются поезда для ВСМ, он отметил важность проекта: «Эта работа станет, должна стать, первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов».

На прошедшем на площадке предприятия совещании по вопросу строительства ВСМ глава государства подчеркнул: «Сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать — это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».

Роль базового заказчика 41 серийного инновационного поезда для ВСМ и технического консультанта по строительству двух головных образцов доверена Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Еще в августе 2024 года она проавансировала строительство поездов, что позволило производителю приступить к работе.

Как базовый заказчик ГТЛК мониторит весь цикл производства, включая цепочки кооперации. Это особенно важно с учетом того, что поезда будут построены по российскому проекту, не имеющему аналогов в мире, и из отечественных комплектующих, многие из которых производятся впервые специально под проект ВСМ. В производственную кооперацию для организации серийного выпуска вовлечены порядка 100 российских производителей компонентов, в координации которых ГТЛК также принимает активное участие. Отметим, что ГТЛК имеет опыт реализации сложных и капиталоемких инфраструктурных проектов, таких как порт Лавна в Мурманской области, в открытии которого в марте 2025 года принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин.

Также компания выступает в качестве базового заказчика транспорта в рамках реализации 4 национальных проектов и 11 программ с государственным финансированием, в том числе в области авиации, судостроения, железнодорожного транспорта и беспилотных авиационных систем.

Инновации под заказ

Производство и поставка поездов для ВСМ финансируются из средств синдицированного кредита: ГТЛК заключила договор с синдикатом банков на 223,4 млрд руб. ГТЛК передаст поезда в лизинг концессионеру «ВСМ Две столицы» на 20 лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Французское влияние в мягком подбрюшье России Французское влияние в мягком подбрюшье России

Как Париж выстраивает стратегическое партнерство с государствами Средней Азии

Монокль
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
Как дети, честное слово Как дети, честное слово

Как изобретали детство: когда появились детские игрушки, одежда и литература

Вокруг света
Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались Алексей Сазанов: Ожидания от налоговых новаций в целом оправдались

Замминистра финансов Алексей Сазанов — о налоговых реформах и их результатах

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Сделать посетителя немного исследователем Сделать посетителя немного исследователем

Что отличает современные музеи? Открытость и исследовательский подход

Знание – сила
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Вяземские Вяземские

Происходивший от Рюрика княжеский род Вяземских известен ещё со Средневековья

Дилетант
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Рабби Давид из люфтваффе Рабби Давид из люфтваффе

В 2019 году Бундестаг одобрил введение в Германии военного раввината

Дилетант
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Почему ЕС не растет Почему ЕС не растет

Что провоцирует системный кризис развития Евросоюза

Эксперт
Мошенники делают ставки Мошенники делают ставки

Как мошенники используют аккаунты граждан в букмекерских конторах

Ведомости
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Тюрьма народов Тюрьма народов

Как побег из Алькатраса лишь укрепил имидж легендарной тюрьмы

Дилетант
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Открыть в приложении