Военно-морские силы КНДР обладают одним из крупнейших в мире подводных флотов

Наука и техникаОбщество

Подводный меч страны Чучхе

Автор: Александр Митрофанов

Военно-морские силы Корейской народной армии обладают внушительным подводным флотом, по численности одним из крупнейших в мире (ряд иностранных источников оценивают его до 83 единиц).

Подводный флот Народной Кореи родился в 1961 году, когда из состава советского Тихоокеанского флота КНДР была передана построенная в 1953 году ПЛ С-75 проекта 613 (по классификации НАТО – “Whiskey”). Затем в 1962–1966 годах передали еще три лодки того же проекта (С-90, С-325, С-326), все они передавались безвозмездно. Подготовка корейских подводников велась их китайскими коллегами. Все эти лодки благополучно прослужили до начала 2000-х годов.

С 31 августа 1959 года в состав советского ВМФ начали поступать более совершенные средние подводные лодки проекта 633 (у НАТО – “Romeo”). А еще в августе 1956 года, практически одновременно с утверждением технического проекта этих лодок, началась подготовка рабоче-конструкторской и технологической документации для передачи Китайской Народной Республике. Одновременно с помощью советских специалистов велась подготовка к постройке 633-х на судостроительных предприятиях Китая.

ПЛ проекта 033 флота КНДР

На верфях в Шанхае и Ухане в 1962– 1987 годах было построено 12 ПЛ проекта 633 и 72 проекта 033 (улучшенная китайская модификация базового проекта). В первой половине 70-х годов китайцы пошли еще дальше – началось производство лодок проекта 035 (по классификации НАТО – тип «Ming»), еще более кардинальной модификации советских подлодок проекта 633. Лодки проектов 033 поставлялись также в КНДР, Египет, а в Бангладеш – 035.

В 1973–1975 годах семь лодок проекта 033 были переданы КНДР. Еще ранее, 6 сентября 1971 года, в Пекине было подписано соглашение о безвозмездной передаче Северной Корее полной технической документации для постройки таких лодок, строительстве необходимой судоверфи полного цикла, поставке частей корпусов и оборудования для последующей их сборки с помощью китайских специалистов.

На построенной в Синпо судоверфи в 1976–1979 годах из поставленных из КНР частей были собраны и переданы флоту 11 лодок, а в дальнейшем их строительство полностью перешло в руки корейских судостроителей. Всего в 1976–1995 годах в КНДР было построено 20 лодок проекта 033. Одна из них в феврале 1985 года погибла в Желтом море со всем экипажем по неизвестным причинам, не исключается, что была потоплена южнокорейскими или американскими кораблями. В спасательной операции принимали участие корабли ВМФ СССР.

Какая-либо информация о действиях корейских ПЛ проектов 613 и 033 является тайной за семью печатями, и найти ее практически невозможно. Неизвестно также, сколько 033-х все еще остается в строю.

При рассмотрении ситуации на Корейском полуострове следует принимать во внимание то обстоятельство, что де-юре КНДР и Южная Корея все еще находятся в состоянии войны. Хотя 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было подписано соглашение о перемирии, подписи под ним поставили только представители Корейской народной армии, Китайских народных добровольцев и сил ООН (в основном американских). Представитель Южной Кореи генерал Чхве Доксин поставить свою подпись отказался.

Попытки властей КНДР начать переговоры о заключении мирного договора поддержки со стороны противной стороны не нашли. В ответ на вооруженные провокации американо-южнокорейской стороны Северная Корея 8 марта 2013 года аннулировала соглашение 1991 года о ненападении с Южной Кореей, а 13 марта 2013 года заявила о выходе из перемирия.

После получения флотом КНДР лодок проектов 613 и 033 северокорейские специалисты перешли на проектирование и строительство субмарин собственными силами, хотя ряд зарубежных экспертов и усматривают в ряде проектов «югославский след». Создание новых лодок осложнялось фактической экономической блокадой социалистической республики и отсутствием доступа к современным зарубежным технологиям. Серьезную роль сыграл развал СССР и прекращение сотрудничества с этим важнейшим союзником. При этом новая «демократическая» Россия даже присоединилась к санкциям против КНДР.

Хотя Корейская народная армия и располагает широкими возможностями для укрытия пусковых установок своих баллистических и крылатых ракет (подземные шахты и туннели, а также мобильные установки – железнодорожные, на колесных и гусеничных шасси), малые размеры территории страны увеличивают вероятность перехвата стартующих ракет на участке разгона, когда те крайне уязвимы для противоракетных систем наземного и морского базирования США, Южной Кореи и Японии. Поэтому подводным лодкам власти Северной Кореи выделили важнейшую роль в осуществлении своей ракетно-ядерной программы.

“Sinpo” (“Gorae”)

Самой крупной ПЛ, спроектированной и построенной в КНДР, а также первой лодкой, вооруженной баллистическими ракетами, стала “8.24 Yongung” («Герой 24 августа», по иностранной классификации “Sinpo” или “Gorae”). Широкой общественности о ее существовании стало известно из снимка спутниковой системы «Google Earth» (октябрь 2014 года), на котором лодка показана у причала судостроительного завода в Синпо в процессе достройки рядом с плавучим стендом для испытания БРПЛ, очень напоминающим погружаемые стенды, использовавшиеся для испытательных пусков советских ракет.

ПЛ “8.24 Yongung” и плавучий ракетный стенд у причала судостроительного завода

В настоящее время в строю находится как минимум вышеупомянутая лодка, хотя некоторые источники считают, что численность “Sinpo” может достигать шести единиц, но, скорее всего, “8.24 Yongung” используется в единственном экземпляре как опытная ПЛБР. По своей конструкции эта лодка является крупным шагом вперед по сравнению с ее предшественницами советских проектов. Она имеет обтекаемую форму корпуса, гидродинамические качества, близкие к оптимальным, одновальную главную силовую установку, крестообразное расположение кормовых вертикальных и горизонтальных рулей. Силовая установка дизель-электрическая, некоторые источники указывают и на возможное наличие воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). О такой возможности свидетельствуют и сообщения в ряде СМИ о предложениях КНДР поставлять ВНЭУ на экспорт.

Другие данные о “8.24 Yongung”, опубликованные в иностранных источниках, весьма противоречивы и в большинстве своем «высосаны из пальца». Более-менее уверенно можно говорить только о наибольшей длине (67–70 м), ширине (6,5–7 м), надводном/подводном водоизмещении (около 1500/1700 т). Предположительно, рабочая глубина погружения составляет 180 м.

Лодка оснащена одной или двумя вертикальными пусковыми установками баллистических ракет семейства “Pukguksong” и двумя или четырьмя носовыми торпедными аппаратами калибра 533-мм.

Многие эксперты считают, что при создании лодки северокорейские специалисты использовали информацию, полученную при исследовании закупленных в России для разделки на металлолом списанных из состава Тихоокеанского флота ракетных лодок проекта 629А.

Старт ракеты “Pukguksong-1” с подводной лодки

О первом пуске баллистической ракеты “Pukguksong-1” из подводного положения ПЛ Центральное телеграфное агентство Кореи (ЦТАК) объявило в 2015 году. Ранее испытания проводились с погружаемых испытательных стендов, расположенных в одном из озер или водохранилищ, а также и в прибрежных морских водах КНДР.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов Красная-красная смесь. Гидросистемы летательных аппаратов

Как устроены гидросистемы в авиации — от цвета до принципов работы

Наука и техника
«Чукотка» на воде, ждем «Лидера» «Чукотка» на воде, ждем «Лидера»

Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку

Монокль
Тайны фиванских гробниц Тайны фиванских гробниц

Что изображено на стенах египетских гробниц и как «читать» основные сюжеты

Вокруг света
Новые русские ремесленники Новые русские ремесленники

Как делают свои прекрасные вещи настоящие ремесленники

Монокль
Ход слоном Ход слоном

Почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг отстающей?

ТехИнсайдер
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Почему врач-косметолог может отказать в процедуре: 5 важных причин Почему врач-косметолог может отказать в процедуре: 5 важных причин

Причины, по которым высококлассный косметолог может отказать в приеме

VOICE
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей» Игорь Костолевский: «Женился я на французской актрисе, а живу с русской железнодорожницей»

Если есть любовь, все можно преодолеть

Караван историй
И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами На грани извержения: как люди живут на территориях рядом с вулканами

Как человечество научилось жить рядом с источниками опасности?

Forbes
Как у тебя хорошо! Как у тебя хорошо!

Как правильно просить дом о помощи?

VOICE
Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6 Honda представила кроссовер Passport четвертого поколения, сделав акцент на внедорожные характеристики и сохранив 3.5V6

Новый Passort от Honda: смесь классического SUV и копия Isuzu Rodeo

4x4 Club
Искусственный интеллект в деле Искусственный интеллект в деле

6 возможностей нейросетей в быту: подсказки от эксперта

Лиза
Рудознатцы Рудознатцы

Как сейчас в России ищут золото

ТехИнсайдер
9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае 9 причин, по которым ногти становятся желтыми, и что делать в каждом случае

Вычислить причину, по которой ногти стали желтыми, не так-то просто

VOICE
Знаки сервиса дорожного движения: картинки с пояснениями Знаки сервиса дорожного движения: картинки с пояснениями

Какие бывают дорожные знаки сервиса и о чем они информируют?

РБК
Причиной гипонатриемии при приеме МДМА назвали выброс окситоцина Причиной гипонатриемии при приеме МДМА назвали выброс окситоцина

Гипонатриемия при приеме МДМА связана с повышением уровня окситоцина

N+1
15 признаков абьюзивных отношений 15 признаков абьюзивных отношений

Каковы же признаки абьюза? Давайте еще раз перечислим самые яркие

Psychologies
Эхо горы Эхо горы

«Волшебная гора» Томаса Манна: роман-собор, роман-университет, роман-путешествие

Weekend
Больше, чем любовь Больше, чем любовь

Как выстроить надежные и согревающие отношения с близкими?

Psychologies
Карта памяти: как навигаторы и GPS меняют работу нашего мозга Карта памяти: как навигаторы и GPS меняют работу нашего мозга

Как навигаторы влияют на человеческий мозг и почему не всегда в лучшую сторону

Forbes
Гений места Гений места

Интересные российские гиды — Алтай и Мончегорск

Новый очаг
«Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке «Птица» с Барри Кеоганом: магический реализм в британской глубинке

Как Андреа Арнольд возвращается к корням и находит надежду в магическом реализме

Forbes
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа Алексей Иванов «Вегетация». Глава из нового романа

Глава из фантастического романа с элементами роуд-муви и антиутопии «Вегетация»

СНОБ
Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения? Когда после смерти мужа или жены можно заводить новые отношения?

Как построить новую любовь после потери близкого человека?

Psychologies
Хватит есть! Хватит есть!

8 неочевидных причин, почему мы переедаем

Лиза
Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой! Как добавить 11 лет своей жизни? Ходьбой!

Каждый час ходьбы может принести до шести лет «дополнительной» жизни

ТехИнсайдер
Конец «дачного» сезона Конец «дачного» сезона

Dacia Bigster: какую европейскую «Ниву» мы потеряли

Автопилот
Открыть в приложении