«Чукотка» на воде, ждем «Лидера»
Россия последовательно наращивает свою ледокольную группировку. Через десять лет ее размер и конфигурация позволят добиться уверенного и коммерчески оправданного круглогодичного использования «большого» Севморпути, от Мурманска до Владивостока, для каботажного и транзитного плавания
В начале ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге спущен на воду атомный ледокол «Чукотка». Ледокол будет обеспечивать круглогодичную навигацию по Северному морскому пути (СМП), работая в восточной, наиболее сложной его части. Без перезагрузки топлива «Чукотка» сможет находиться в плавании до семи лет. Однако запас провизии на корабле с экипажем в 53 человека ограничивает автономность плавания шестью месяцами.
Контракт на строительство «Чукотки» был заключен в августе 2019 года, на верфи судно заложили в декабре 2020-го. После спуска на воду «Чукотку» проведут в зону достройки, которая может занять, по текущим оценкам, еще два года. Строительство финансируется в равных долях государством и «Росатомом».
«Чукотка» стала пятым ледоколом в проекте 22220 (ЛК-60Я) ЦКБ «Айсберг» и четвертым в серии, которая строится по заказу госкорпорации «Росатом». Три ледокола этого проекта — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже работают в акватории СМП, еще один, «Якутия», готов более чем на 95% и по графику должен войти в состав «Атомфлота» (подразделение «Росатома», эксплуатирующее атомные ледоколы) до конца текущего года. «Чукотку» планируют достроить и ввести в эксплуатацию в конце 2026-го, в январе нынешнего года заложили еще одно судно проекта «четыре двойки ноль» — «Ленинград», а в следующем году заложат «Сталинград».
«Предыдущая серия атомных ледоколов — проекта 10520 — состояла из шести ледоколов и строилась более 35 лет. Такие сроки и объемы не отвечали задачам России в Арктике, поэтому в 2013 году балтийцы приступили к строительству атомных ледоколов нового поколения, — заявил генеральный директор Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Пучков. — Всего до 2030 года Объединенная судостроительная корпорация планирует передать семь атомных ледоколов. Это позволит сформировать костяк высокотехнологичной ледокольной группировки».
Мощь универсала
Ледоколы проекта 22220, к которым принадлежит «Чукотка», имеют ряд особенностей по сравнению со своими предшественниками. Во-первых, они значительно длиннее и несколько шире, чем машины проектов 10580 (типа «Таймыр») и 10521 («Ямал» и «50 лет Победы»), которые остаются сегодня в составе «Атомфлота» (см. таблицу). Двухреакторная ядерная установка РИТМ-200 выдает мощность на валах 60 МВт (против 55 МВт у «Ямала» и 35 МВт у «Таймыра»). Соответственно, судно имеет бóльшую ледопроходимость — на скорости 2 узла может преодолевать льды толщиной до 2,9 метра.
Увеличенная относительно предшественников ширина одноклассников «Чукотки» дает бóльшую ширину канала свободной воды в кильватере ледокола (до 36 метров) и поэтому позволяет проводить суда большего водоизмещения. В частности, в октябре этого года из Санкт-Петербурга в китайский Циндао по СМП было впервые в истории проведено судно габарита Panamax — контейнеровоз Flying Fish 1 с 40 тыс. тонн груза. Габариты судов этого класса (ширина 32 метра) «по зубам» одноклассникам «Чукотки», но не предыдущим классам ледоколов.
Изначально специалисты «ледокольного» ЦКБ «Айсберг» рассматривали несколько моделей функционала нового ледокола. Первая модель — традиционная: работа по проводке судов на основных глубоководных участках акватории СМП, позволяющих иметь осадку судна 11 метров. Вторая — работа на мелководных участках Арктики и в устьях северных рек, но тогда осадка судна не должна превышать 8–8,5 метра. В результате проектировщики остановились на нетривиальной схеме строительства двухосадочного ледокола. «Чукотка» и ее одноклассники по проекту 22220 — универсалы, способные менять глубину осадки, заполняя или откачивая воду из специальных балластных цистерн на борту. Причем процесс «смены формы» занимает не более четырех часов.
Сбрасываем импортный балласт
Россия — исторический и безусловный лидер в части ледокольного флота. В нашей стране появился первый в мире ледокол («Ермак», 1899 год). У нас же появился первый в мире атомный ледокол («Ленин», 1959 год), и до сих пор Россия остается единственной страной в мире, строящей и эксплуатирующей атомные ледоколы.
Сейчас Россия располагает самым большим в мире флотом действующих ледоколов — 84 единицы, включая семь атомных. Половина ледокольного флота — 42 судна — имеет ледовый класс выше среднего (Arc6 — Arc9). Для сравнения: у располагающей обширной арктической акваторией Канады 24 ледокола (и ни одного атомного), у Финляндии — 11, у Китая — 8, у США — 7.
Однако серьезной родовой слабостью нашего ледокольного флота была довольно высокая зависимость от зарубежных поставщиков. Так, первенец нашего ледокольного флота «Ермак» был построен на британской верфи Armstrong Whitworth. Из 42 ледоколов Arc6 — Arc9 23 были построены на зарубежных верфях — в Финляндии, Швеции, Германии.