Боязнь чистого листа
В разговоре с итальянским дизайнером Кристиано Гатто, известным проектами для верфей Heesen, ISA, Gulf Craft и многих других, никак не отделаться от мысли, что он вам кого‑то напоминает. Под конец беседы сомнений не остается: он — человек эпохи Возрождения!
Как в вашей жизни появились яхты? Способствовали ли интересу к ним семья или, может быть, ваше образование?
Я окончил Академию искусств в Венеции, где изучал скульптуру, как, впрочем, и искусство в широком понимании этого слова — от его истории до разнообразных техник. Учился хорошо и очень быстро, в 22 года уже защитил диплом. Поскольку основным моим направлением все же была скульптура, мне повезло получить доступ в лабораторию Академии, где мы экспериментировали с самыми разными материалами: деревом, камнем, стеклом. Еще будучи студентом я устроился на работу в компанию, которая занималась производством объектов из стекла. И там на меня снизошло озарение: ручное производство, работа на стыке искусства, ремесла и дизайна привели меня к мысли, что дизайн — это и есть современный вид скульптуры, наполненный не только идеями, но и функциями. На эту тему у меня были очень напряженные дискуссии с моим профессором.
Выпустившись из Академии, я получил предложение от одной арт-галереи. Я был молод и не хотел заниматься искусством ради заработка, так что довольно скоро это прекратилось.
Я решил, что буду зарабатывать дизайном, и стал сотрудничать с самыми разными компаниями, ресторанами, частными заказчиками. В то время мы все делали вручную: чертежи, макеты… Компьютерных программ, которые помогают с этим сегодня, тогда еще не было. И вот однажды в мастерской, где я занимался макетами кресла, мне встретился парень с макетами для лодки. Мы подружились и шесть лет трудились вместе: он делал экстерьеры, я — интерьеры. Нашей первой совместной работой была красавица Maestrale 52.
Свою собственную компанию я открыл в 2000 году. С начала тысячелетия и по сей день я занимаюсь тем, что создаю привычные вещи непривычными способами. Я абсолютно уверен, что в наше с вами время нельзя изобрести ничего нового — все уже изобретено. Но мы можем посмотреть на окружающие предметы под другим углом. Я люблю проводить параллель между профессиями дизайнера и шеф-повара: хороший шеф даже самое типичное блюдо приготовит по-своему. Дизайнеры такие же: мы используем всем известные «ингредиенты», комбинируя их каждый на свой манер.
Помните ли вы первую яхту, которая вас сильно впечатлила?
Их было несколько. Прежде всего, это 47‑метровая Azzurra II, построенная на верфи CRN, с двухуровневым гнутым стеклом в мастер-каюте. Кстати, у меня до сих пор хранятся оригинальные чертежи этой яхты: я забрал их (с разрешения, конечно) сразу после того, как CRN вошла в состав Ferretti Group. А затем использовал некоторые из них для оформления новых переговорных на верфи, проект которых мне заказали.