Ход слоном

С самой древности людей остро интересовало, почему та или иная страна становится передовой, а потом вдруг превращается в отстающую. Разные теории давали на этот вопрос очень разные ответы. Кажется, в XXI веке у нас появилась первая работающая – то есть позволяющая получить сбывающиеся прогнозы – гипотеза такого рода. Если она действительно верна, скор о мы увидим в числе мировых лидеров Индию. Страну, которая всего 400 лет назад уже была среди лучших.
1Загадки из прошлого
В XVII веке подушевой ВВП в Индии составлял 60% от британского, а численность населения различалась в 69 раз. На эту страну приходилось 22,7% мирового ВВП – такой доли не было даже у Китая, который считался крупнейшей экономикой мира чуть ли не всю историю человечества, «от Цинь до Цин».
Причем Индия лидировала в первую очередь в промышленности: до 1750 года четверть всех промышленных товаров производилась именно там.
Все это время индийские товары текли в Европу рекой, а вот европейские интересовали индийцев мало, так что платить за импорт приходилось серебром и золотом. По мнению историков, вплоть до 1800 года Европа экономически оставалась очень слабой, а за первое место соревновались Индия и Китай.
В столь продвинутой отрасли, как судостроение, всего одна провинция, Бенгалия, строила судов на 223 тыс. т водоизмещения в год, то есть существенно больше той же Британии. И дело не только в объемах: технически индийские суда были совершеннее. Например, у них была сплошная одноуровневая палуба от носа до кормы, что резко увеличивало жесткость корпуса, снижало риск течи и упрощало движение по волнующемуся морю. В 1760-х годах англичане наконец смогли воспроизвести такую палубу на основе бенгальских образцов, и за несколько десятилетий число крушений европейских судов в море снизилось на треть. Империя Великих Моголов содержала 40 тыс. артиллеристов, и современники оценивали ее материальную часть как одну из лучших в мире.
Тем загадочнее выглядит научно-техническая и неразрывно связанная с ней военная история мира в эти века. Как так вышло, что экономически развитая Индия своим огромным экспортным сальдо в торговле с Англией разозлила ее до такой степени, что Лондон под эгидой формально частной компании оккупировал Индостан? Почему артиллерия и военный флот индийцев не смогли этому помешать? Подобными вопросами задавались многие. Марксисты считали, что дело в наличии в Англии капитализма. Однако историки XX века доказали, что в те времена индийская экономика имела намного больше рабочих и промпроизводства, чем английская и даже чем вся европейская вместе взятая вплоть до самого завоевания. Джаред Даймонд в своей книге «Ружья, микробы и сталь» объясняет случившееся технологическим превосходством европейцев в оружии. Но и это весьма сомнительно: к середине XVIII века, когда англичане поработили Индостан, такое превосходство просто не успело бы стать значительным. А в ряде отраслей, например в том же судостроении (о чем историки узнали уже в 2010-х годах), превосходство, напротив, было у индийцев.
Вернемся в наши дни. Исторически весьма краткая эпоха доминирования западных экономик в мире – с начала XIX до начала XXI века – явно закончилась. Сегодня в топ-5 осталась только одна западная страна, а Индия не только вошла в эту пятерку, но и демонстрирует превосходную динамику. Но опять вопрос: почему? В начале текущего столетия Индия испытывала недостаток в инвестициях, ее товары неохотно покупали за рубежом, сама она ввозила больше, чем вывозила, что создавало для нее почти такие же проблемы, как для Лондона в торговле с Индией 1700 года. Как же так вышло, что за последние 25 лет экономика бедной азиатской страны выросла вчетверо, хотя ни у одного западного государства ничего подобного не получилось?

2С точки зрения макроэкономики
В последнее десятилетие экономисты предложили ответ на обе загадки: и почему вроде бы не очень развитая и не слишком хорошо вооруженная Британия стала сильнейшей державой мира (путь, который вместе с ней прошла и вся западная цивилизация), и почему в последние полвека эта тенденция разворачивается вспять.
Пропустим историческую часть (иначе нам точно не уложиться в рамки статьи) и перейдем сразу к сегодняшнему дню: специалисты предполагают, что ключевой причиной, из-за которой одна страна вдруг начинает расти быстрее другой, является развитие ее финансовой системы, о которой Джаред Даймонд и марксисты мало что знали. Современные реконструкции денежной массы (М2) показывают, что и в Британии в XVII– XVIII веках, и в Китае в 1990– 2010-х и в Индии в 2010–2020-х наблюдался один и тот же процесс – очень быстрый рост М2 после учета инфляции. Что это означает?