Как утильсбор на агротехнику превратился в аналог заградительных пошлин
Утильсбор на сельхозтехнику предлагают повысить уже в 2025 году. По мнению участников рынка, это приведет к росту цен как на импортные, так и на отечественные машины, но никак не поспособствует достижению целей по импортозамещению в машиностроении. Более того, дорожающая техника негативно скажется на рентабельности аграриев и может привести к росту цен на их продукцию.
Минпромторг России предлагает проиндексировать в пять раз ставки утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику в 2025 году, а с 2026 по 2030 год проводить ежегодную индексацию на 15% по всем видам техники. Соответствующий проект постановления разработали, отталкиваясь от полученных от отраслевого сообщества и комитета Госдумы по промышленности и торговле предложений.
Тема повышения ставки утильсбора на сельхозтехнику активно обсуждается с февраля 2024 года. Финального решения в части индексации утильсбора на самоходную технику не было принято, по признанию представителей Минпромторга, и в конце весны, однако и аграрии, и дилеры техники не сомневались в том, что это случится.
«Получив яркую негативную реакцию от профессиональных сообществ, ведомства просто решили продолжить обсуждение кулуарно, по сути, отрезав деловое и экспертное поле и не учитывая ничьи пожелания», — говорит собеседник Forbes, работающий в отрасли машиностроения и реализации спецмашин.
Опрошенные эксперты отмечают, что утильсбор, хотя и заявлен как экологическая инициатива, по факту работает как пошлина, направленная на ограничение конкуренции с импортной техникой. Однако, полагают участники рынка, данная мера способствует росту цен не только на импортные, но и на отечественные машины, но никак не поможет развитию машиностроения.
Защита от конкуренции
Утилизационный сбор в отношении сельхозтехники изначально был введен в 2016 году, чтобы способствовать снижению импорта бывших в употреблении, неэкологичных самоходных машин и обновлению парка самоходной техники, в том числе за счет машин, произведенных в России. Но большинство собеседников Forbes полагают, что к утилизации сбор давно не имеет никакого отношения, а работает как вариант заградительной пошлины.
«Утилизационный сбор как способ защиты производственного потенциала от импорта аналогичен пошлинам, действующим в ряде стран, — констатирует гендиректор «Оптитэк» Татьяна Фадеева. — С анонсом повышения его ставки отрасль получила сигнал, что импорт продолжит дорожать в долгосрочной перспективе, и только те производители, которые будут способствовать наращиванию промышленного потенциала страны, смогут присутствовать на российском рынке и иметь поддержку государства».
«У нас пока не существует эффективно работающей системы утилизации сельхозтехники, из-за чего утильсбор становится лишь формальной мерой, причем неэффективной и несправедливой», — добавляет владелец и генеральный директор компании «Стройтех» (мультибрендовый импортер специальной и грузовой техники из Китая) Александр Липский.
Утилизационный сбор имеет эффект ограничения конкуренции и способствует росту цен на все виды машин, резюмирует председатель правления Ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники «Асход» Александр Алтынов.
Защитниками утильсбора выступают российские производители, которые тоже воспринимают его как аналог пошлины. «Сейчас у нашего рынка самоходной техники уровень таможенно-тарифной защиты очень низкий, а утильсбор позволит обезопасить наше машиностроение», — рассуждает замдиректора Ассоциации «Росспецмаш» Денис Максимкин. По его словам, изначально Ассоциация предлагала повысить сбор в 10 раз, но и актуальные значения помогут российским заводам по выпуску агротехники. «Мы поддерживаем увеличение утильсбора, данная мера позволит защитить отечественных производителей», — говорит он.