Astondoa — имя собственное
Astondoa Yachts, крупнейшего в Испании производителя моторных яхт класса люкс, знают все интересующиеся яхтами испанцы. Хорошо известна верфь и в остальной Европе, за океаном и на Востоке, в частности благодаря обширной дилерской сети и активному участию в ключевых выставках. В этом году на Cannes Yachting Festival компания показала три модели: дебютную Ax8, а также уже ставшие популярными As5 и 377 Coupe. Яхты Astondoa давно не попадали на страницы нашего журнала, поэтому напомню читателям о них и попытаюсь составить портрет верфи.
Времена и люди
Astondoa Yachts была основана в Аликанте в 1916 году Хесусом Астондоа Мартинесом. В свое время, используя технологические достижения яхтенной индустрии, на Astondoa плавно перешли от строительства деревянных судов к современным конструкциям из композитных материалов и не только: в портфолио также присутствуют модели со стальным корпусом и надстройкой из легкого сплава.
У Astondoa Group несколько производственных площадок, в том числе на Средиземном море и в северной части Атлантики, у Бискайского залива. Лодки формируют пять линеек: Coupe (три модели длиной от 12 до 20 м), Flybridge (20 м), As (модели 17,6 и 25,2 м), Century (три модели от 30 до 37 м) и Ax (24,5 м). Помимо этих яхт из стеклопластика, следует сказать о полностью кастомных Astondoa 151 и 197 (сталь + алюминиевый сплав). В сегмент суперъяхт Astondoa вошла в 2007 году, построив свою первую кастомную моторную яхту Samurai One (45,8 м). Ее экстерьер разработали собственные дизайнеры, интерьером занимались в Cristiano Gatto Design. А примерный годовой объем производства Astondoa Group — порядка 30 корпусов разных проектов.
Astondoa Group не только строит яхты, но также владеет и управляет яхтенными гаванями, включая Marina Miramar в Санта-Поле, где находится штаб-квартира компании.
Сегодня Astondoa по-прежнему остается семейным бизнесом: ею руководит внук основателя, тоже Хесус Астондоа, а плечом к плечу с ним стоит его дочь Ионе Астондоа, представитель четвертого поколения семьи. Она начала работать в компании в 2019 году, входит в правление и отвечает за несколько направлений, в том числе возглавляет отдел маркетинга.
Ионе с отцом составили весьма эффективный дуэт. Если багаж Хесуса — это 40‑летний опыт судостроителя, то 31‑летнюю Ионе многие эксперты называют «молодым игроком, который хочет совершить революцию в яхтенной индустрии». У нее свое видение перспектив, которое помогло ей в разработке обновленной маркетинговой стратегии, давшей хорошие результаты. (Тут вспоминается похожий успешный тандем отца и дочери — Паоло и Джованны Вителли, руководящих итальянской группой Azimut-Benetti.)
Особую роль эффективные начинания Ионе сыграли во время пандемии. Тогда верфь переживала крайне сложный период, тем не менее Хесус Астондоа не хотел закрывать ее, и решение нашлось в новых цифровых технологиях взаимодействия с дилерами и клиентами, в том числе по другую сторону Атлантики. Это принесло свои плоды: до кризиса большинство заказчиков моторных яхт Astondoa были испанцами, а пандемия стимулировала стремление новых групп людей, в том числе молодых, к увлекательной «самоизоляции» на яхтах.
Личное дело
Вернусь к названию статьи. На мой взгляд, основатель компании Astondoa и его потомки несли и несут особенную личную ответственность за свой бизнес, поскольку потеря качества выпускаемой продукции равносильна потере репутации фамилии. Репутации, которую зарабатывают десятилетиями и которую можно вмиг утратить. Наверное, поэтому Astondoa не поддается кажущейся привлекательной конъюнктурной идее «строить больше и быстрее, дабы скорее продать», но по-прежнему держит высокий уровень качества и в своей политике ориентируется на клиентов. Наверное, поэтому Хесус Астондоа до сих пор лично участвует в контроле и тестировании продукции. Наверное, поэтому Ионе Астондоа активно продвигает новые технологии, чтобы сделать работу судостроителей еще более эффективной, но при