Мир без купюр
Как известно, деньги заставляют нашу планету вертеться. Они возбуждают, помогают осуществлять мечты и дают нам не сидеть без дела. Не стоит на месте и сам финансовый мир.
Мы делим свою жизнь на этапы от одного до другого, валют, как за большинство имеют вполне напрямую зависят от наших доходов и сбережений. Как говорил Иосиф Бродский, “наравне с землей, водой, воздухом и огнем, — деньги суть пятая стихия, с которой человеку чаще всего приходится считаться”.
Так было и, похоже, будет всегда, но сам финансовый мир ждут глобальные перемены, которые происходят прямо сейчас.
Цифровизация одной из первых затронула ту сферу, в которой все крутится вокруг цифр, и российский финтех быстро вырвался в мировые лидеры. Мобильные приложения наших банков из года в год завоевывали первые места в профильных рейтингах и конкурсах.
За тридцать с небольшим лет в постсоветской банковской пустыне вырос мощный и передовой рынок. Как это часто случается, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Россия, пропустив эпоху чековых книжек, сразу перешла к более совершенным технологиям, получив преимущество перед странам и, где уже были работающие, но устаревшие системы, отказываться от которых не спешили ни клиенты, ни сами финансовые организации.
Наши банковские карты одними из первых получили чипы, а бесконтактная оплата стала привычной даже в отдаленных уголках великой и могучей.
По данным платежной системы Visa, Россия входила в число лидеров по числу платежей через Apple Pay и Google Pay. По количеству пользователей “яблочного” решения наша страна уступала лишь США. Даже гости из, казалось бы, высокотехнологичной Японии удивлялись тому, что в Москве можно оплачивать парковку и заправку, не выходя из своих машин, причем не только со смартфонов, но и прямо через бортовые системы автомобилей, созданные на базе Android.
Казалось, наличные доживают свой век, и вот-вот на смену деревянному рублю придет рубль цифровой. Но тут настал 2022 год.
К банкоматам, как в незабвенном 1998-м, снова выстроились очереди. Смартфоны и смарт-часы отказались дальше выполнять функцию кошельков, а те самые банковские приложения, которые еще недавно собирали международные награды, стали одно за другим исчезать из AppStore.
Но, как и любой прошлый кризис, этот тоже стал не только моментом краха старого мира, но и временем новых возможностей. Система быстрых платежей (СБП), оплата по QR-кодам и такие решения, как Mir Pay, Sber Pay, СБПэй, Яндекс Pay и Tinkoff Pay, начали развиваться с удвоенной силой и захватывать рынок, уже привыкший к удобству новых технологий.
По данным Национальной системы платежных карт (НСПК), только за прошлый год число пользователей Mir Pay выросло в 20 раз. В 2,4 раза — до отметки в 3 миллиарда операций — увеличилось количество транзакций через СБП. Ну а возможность оплачивать покупки касанием смартфона вернулась в нашу жизнь с помощью технологии NFC — гаджеты на базе Android справляются сами, аппараты на iOS выручают NFC-наклейки, которые один за другим стали выпускать российские банки.
Что касается карт от Visa и MasterCard, то продление срока их действия (у Альфа-Банка — до конца 2028 года, у МКБ — до конца 2030-го, у Газпромбанка — навсегда) успокоило тех, кто поспешил вернуться к наличным расчетам, а заодно обрадовало экологов.
Каждая банковская карта — это 5 граммов поливинилхлорида, который, вообще-то, даже нельзя выбрасывать в обычный мусорный бак. Их постоянный перевыпуск противоречит мировому тренду на устойчивое экологическое развитие, так что вызванное санкциями продление срока службы удобно не только для людей, которым не нужно лишний раз ходить в отделение, но и для всей нашей планеты.