Хоббиномика: походы как способ перезагрузиться, вспомнить детство и победить страхи

Forbes Young продолжает рубрику «Хоббиномика», где мы разбираемся в особенностях различных хобби и рассказываем реальные истории молодых людей: как они искали занятие по душе, сколько времени и денег на него тратят, как оно влияет на их жизнь и получается ли его монетизировать. Сегодня говорим об увлечении походами: сколько стоит ночевка в лесу, как избежать бытового дискомфорта на природе и почему вылазка в горы — «это не шашлычки на майские».
Более 70% 14–35-летних россиян интересуются походным туризмом — об этом говорится в исследовании НАФИ и Росмолодежи. По данным аналитиков, почти все молодые люди, практиковавшие этот вид отдыха (96%), планируют и дальше осваивать новые маршруты.
ВЦИОМ также указывает, что более половины молодых россиян (18–34 года) поддерживают развитие туризма в заповедных зонах. При этом жители крупных городов чаще выбираются в такие места, чем сельчане. Исследование показало, что 18–24-летние респонденты склонны выбирать пассивный отдых — пикники и прогулки. Также среди предпочтений этой возрастной группы — посещение этномаршрутов, которые знакомят туристов с культурой разных народов, спортивный экотуризм (сплавы на байдарках, скалолазание, катание на лошадях) и кемпинг — вид путешествий, при котором туристы останавливаются в специально оборудованных лагерях, палатках или летних домиках.
23-летняя любительница отдыха на природе, специалист по SMM в подкаст-студии «Терменвокс» Лена Войтко рассказывает, что ее первый поход можно описать как мероприятие не для слабонервных — каких только непредвиденных ситуаций в нем не произошло. Но несмотря на сложности и дискомфорт, она считает пеший туризм лучшей формой досуга: «В мире, где нас пугают восстанием искусственного интеллекта, еще осталось то, что можем делать только мы — люди: взобраться на горы, рассмотреть сногсшибательные виды, прочувствовать стихию, над которой у нас нет никакой власти».
Интерес к походам растет и в других странах. Так, по данным компании Statista, с 2010 по 2024 год спрос на хайкинг (пешие прогулки по природным территориям) в Северной Америке увеличился на 31%. При этом в прошлом году аналитики зафиксировали рекорд: более 63 млн американских туристов старше шести лет рассказали, что ходили в поход хотя бы один раз — это самая большая цифра за 14 лет наблюдений.
Приключение начинается…
«Журнал путешествий» предлагает такое определение похода: «универсальное слово, которым можно назвать и трехдневный сплав на байдарках, и пешее двухсоткилометровое путешествие, и спуск в пещеры, и подъем на горные хребты». При этом у похода есть обязательные признаки: цель (например, посетить какой-то природный объект или провести время на свежем воздухе) и заранее спланированный маршрут.
Большинство людей в детстве ходили в походы, и этот опыт влияет на отношение к отдыху на природе во взрослом возрасте, считает журналистка The Guardian Рейчел Диксон. Она подчеркивает, что, вопреки стереотипам, походы не всегда связаны с обилием насекомых и бытовыми трудностями, а при удачном стечении обстоятельств и правильной подготовке могут быть «дешевыми, полезными для здоровья, комфортными и, что самое важное, веселыми».
Так произошло в жизни блогера Евгении Малиновской из Красноярска, ведущей YouTube-канала «Непоходница». «Мой первый поход случился еще в школе, — рассказывает она. — Я увидела красочное объявление о намечающейся многодневной вылазке в горы, и мне показалось это заманчивым, хотя раньше я была только на коротких пикниках с родителями».
Евгения вспоминает, как она и другие дети с несколькими учителями физкультуры на протяжении недели жили в тайге среди скал Кутурчинского Белогорья рядом с большим порогом на реке Мана в Красноярском крае. Все, от чего обычно устают взрослые, очень радовало детей, рассказывает девушка: «По пути нас кусали комары и десятки клещей, рюкзаки были тяжелыми, а километраж — внушительным. Но нам было весело, мы постоянно убегали вперед, за что взрослые всучили нам в наказание тащить групповые ведра. Это не помогло, на энтузиазме мы все равно перли вперед!».
По словам Малиновской, погодные условия застали ее врасплох: «Из обуви у меня были только сланцы и кроссовки, которые благополучно промокли, и каждый день я безуспешно пыталась высушить их на костре».
Условия дикой природы вдохновили участников на подвиги, вспоминает Евгения с улыбкой: «Ночами наша компашка шкодила в лагере — прятала чужую обувь и выдергивала колышки из палаток, за что на лобном месте нас лупили резиновым сапогом. Правда, в глубине души большинство детей поддерживали наши шалости и лупили чисто символически». Тем не менее дети, хоть и по-своему, но выполняли требования инструкторов. «В первое же дежурство по кухне наша шайка спалила макароны, потому что отвлеклась на плескание в реке и потом вся группа ела горелые, а мы драили ведро», — делится блогер.
Первый поход навсегда ей запомнился и впоследствии она превратилась в заядлую путешественницу. «Дальше были походы выходного дня на «Красноярских Столбах» (национальный парк. — Forbes Young) и многочисленные велопокатушки с ночевками в красивых местах. Ну а дальше — больше, пошли горные и пешие многодневки и альпинизм», — говорит Евгения Малиновская.

Блогер отмечает, что такие активности учат концентрироваться на текущей задаче и тренируют силу воли: «Походы дают мне почувствовать себя свободной и самодостаточной — способной проявить себя и повлиять на ситуацию, быстро принимать решения в меняющихся обстоятельствах, ощущать жизнь в моменте. Они учат радоваться мелочам — солнцу на небе, сухой и чистой одежде, простой, но очень вкусной еде. Иногда знакомят с замечательными людьми».
«Это было сразу феерично»
20-летняя студентка из Москвы Арина Монакова рассказывает, что любит отдых на природе за возможность отвлечься от суеты: «Поход — это побег из города хотя бы на пару дней. Можно выдохнуть, перезагрузиться, подумать о своем без постоянного потока информации и связи. Там всегда случается что-то непредвиденное и веселое. Веселым оно, конечно, становится уже в воспоминаниях».