Великий китайский тормозной путь
После периода взрывного роста китайская экономика стала замедляться: на нее давят накопившиеся внутренние проблемы и торговый конфликт c США. Но все еще быстрый рост ВВП поможет сделать торможение управляемым
Китайская экономика неумолимо замедляется. Рост ВВП по итогам 2018 года составил всего 6,6% — это самый низкий показатель за последние 28 лет, и, по прогнозам МВФ, замедление продолжится. Но что самое неприятное, китайцы, образующие наиболее многочисленный в мире потребительский рынок, начинают меньше тратить.
В первую очередь это задевает VIPтраты. Так, по сообщению Credit Suisse, объем VIP-продаж казино в Макао (специальный административный район Китая на юге страны, этакий азиатский Лас-Вегас) в январе снизился на 25% относительно того же периода 2018-го. Двинулись вниз и другие отрасли. По данным Ассоциации китайских автопроизводителей, продажи машин в январе этого года оказались на 15,8% меньше, чем годом ранее. Цифра тем более значимая, что это первое падение продаж за последние двадцать лет. Собственно, именно падение спроса на автомобили стало, по мнению Комиссии по национальному развитию и реформам, главным «виновником» низкого роста ВВП в прошлом году.
Да и в целом китайское население из-за торгового конфликта, который все никак не разрешится, чувствует себя неуверенно, а это создает риск, что придется затянуть пояса. Руководство страны предпринимает активные попытки раскачать спрос, но результаты если и будут, то нескоро. В Китае много не только покупателей, но и денег: по сведениям Emarketer, розничные продажи в Китае в 2018 году составили 5,243 трлн долларов против 5,353 трлн в США, и, похоже, китайские потребители обгонят американских по объемам трат в 2019-м (впрочем, по некоторым оценкам, китайский потребительский рынок и так уже в этом лидирует).
Наконец, не блестяще выглядит и долговой рынок Китая: за первые два месяца нынешнего года, по подсчетам Bloomberg, там уже прошло на 12 млрд юаней (1,8 млрд долларов) дефолтов, что тоже рекорд. Да и домохозяйства наращивают задолженность слишком быстро. Впрочем, по мнению аналитиков, несмотря на риски, бить тревогу пока рано. У Китая еще есть время и неплохая набранная скорость, чтобы все исправить и если не возобновить прежний рост, то хотя бы плавно затормозить.
Достанется всем
«Китай сейчас крупнейший в мире потребительский рынок, на его долю приходится около 30 процентов глобальных продаж автомобилей и 42 процента глобальных транзакций в сфере розничной электронной торговли», — говорит Татьяна Ковалева, руководитель рейтинговой службы Национального рейтингового агентства. Китай настолько большой, что он ощутимо влияет на состояние многих сырьевых и товарных рынков. Здесь стоит вспомнить, что в 2017 году экспорт КНР составил 2,263 трлн долларов, импорт — 1,843 трлн. «Снижение темпов роста Китая на один процентный пункт сокращает прирост мирового ВВП на 0,2 процентного пункта. Именно поэтому международные институты, инвесторы и аналитики постоянно наблюдают за экономической ситуацией и рисками Китая в связи с их масштабами и уже фактически глобальным характером», — добавляет г-жа Ковалева.
Проявления этой масштабности уже сейчас можно наблюдать на примере крупных транснациональных компаний вроде Apple или Nvidia, которые пессимистично снижают прогнозы выручки. Ранее глава Apple Тим Кук в своем письме инвесторам называл падение китайского рынка одной из причин пересмотра прогноза выручки Apple. По оценкам International Data Corporation, поставки смартфонов Apple в последнем квартале прошлого года в Китае снизились почти на 20%, а сам рынок гаджетов в стране сжался примерно на 10%. И дальше будет только хуже — по крайней мере, так считают в Apple. Чтобы «разогнать» неспешные продажи айфонов, компания предлагает беспроцентную рассрочку на их покупку в Китае, а то айфон для среднего китайца стал дороговат.
Аналогичная ситуация и у производителя графических чипов Nvidia. Компания сообщила, что ее прогноз выручки за четвертый квартал 2019-го фискального года понижен с 2,7 млрд долларов до 2,2 млрд из-за «более низкого, чем ожидалось, спроса, а также из-за ухудшившихся макроэкономических условий, особенно в Китае».
Страдает не только хайтек. Торможение китайской экономики почувствовал на себе даже Walmart, присутствующий в Китае. Падение потребительского спроса привело в прошлом квартале к снижению сопоставимых продаж на 0,2%. Это первый с 2017 года негативный результат для сети магазинов. Европейским и американским автопроизводителям тоже явно достанется, если уж «родной» для китайцев автопром стал менее привлекательным.
Снижение спроса на автомобили (причем, как видно на графике 2, с ростом спроса на коммерческие автомобили тоже не все гладко) тянет за собой и другие отрасли китайской промышленности. Рост продаж в 2016–2017 годах привел к тому, что сталелитейная отрасль увеличила мощности, и теперь это может дорого обойтись заводам. «Рынок горячего проката увидит в этом году избыток предложения. С одной стороны, заводы увеличили производство, с другой — спрос на прокат падает», — отмечал Ли Синьчуан, президент китайского Института стратегического планирования в сталелитейной отрасли. Он также упомянул, что множество потребителей проката ушли из Китая.
Естественно, правительство страны столь опасную ситуацию видит и не сидит сложа руки.
Рулевой не дремлет
Нацбанк Китая активно накачивает экономику дополнительной ликвидностью и параллельно принимает ряд мер по снижению налоговой нагрузки на физических лиц и бизнес, с тем чтобы увеличить производственную активность и позволить китайцам потреблять больше продукции, произведенной в собственной стране.
Аналитик ГК «Финам.» Алексей Коренев говорит, что других вариантов, по сути, и нет: «Насколько эти шаги будут успешными, покажет время, но мне кажется, что противоположная политика (меньше потреблять и просто накапливать резервы) была бы куда более опасной в долгосрочной перспективе и могла бы принести успех лишь на очень коротких временных промежутках». Кроме того, дальнейшие перспективы китайской экономики будут очень сильно зависеть от итогов переговоров с США, добавляет аналитик. «Китай поставляет в Америку продукции более чем на 500 миллиардов долларов в год (что составляет пятую часть всего импорта Соединенных Штатов), и потеря столь емкого рынка была бы для страны крайне неприятным событием, — добавляет г-н Коренев. — Весьма вероятно, что китайцы пойдут на определенные уступки, открыв свои рынки для американских товаров и взяв на себя обязательство не девальвировать юань». Что интересно, с курсом нацвалюты Китай оказался в западне. Если юань девальвировать, это заставит население активнее покупать (что благотворно скажется на потреблении), но осложнит общение с США, а это, наоборот, надавит на экономику еще больше.
Назанимали
Мы наблюдаем, как Китай наступил на грабли, на которые немного ранее уже наступили США и Европа: там период низких ставок породил множество компаний-зомби, способных жить только при сверхнизких ставках (см. «Боже, шорти Америку», «Эксперт» № 43 за 2018 год). Бурный рост китайской экономики имел тот же эффект — рекордный объем дефолтов по корпоративным облигациям тому подтверждение.
«Финансовый сектор Китая уже ранее накопил ряд проблем, обусловленных высоким уровнем кредитной (преимущественно в корпоративном и муниципальном секторах) задолженности, ростом плохих долгов в банковской системе и масштабным распространением теневого банковского бизнеса», — говорит Татьяна Ковалева. По ее словам, всплеск дефолтов был ожидаем в условиях замедляющейся экономики, так как это тянет за собой проблемы с обслуживанием старых долгов. У Китая вообще большие проблемы с долгом. Совокупно он должен 35,55 трлн юаней (имеется в виду госдолг). Это 47,6% ВВП, что вполне неплохо в сравнении со 105,4% в США или с 250% в Японии. Однако официальная цифра может оказаться заметно выше. По подсчетам IIF (Международного института финансов), отношение госдолга к ВВП в Китае может достигать 300% (похоже, с учетом всех государственных и квазигосударственных компаний), а это уже серьезно.
Схожая ситуация и с долгом домохозяйств. С одной стороны, он не особенно высок — на конец 2017 года 40,5 трлн юаней, или 6,02 трлн долларов. Это 49,3% ВВП, что вроде бы немного: в тех же США долг составляет 80%. Однако в глаза бросается скорость его роста в Китае: в 2008 году соотношение долга домохозяйств и ВВП было всего 17,9%. И если раньше это происходило на фоне взрывного роста экономики (+14,2% ВВП по итогу 2007 года и +9,65% — по итогу 2008-го), то теперь домохозяйства могут столкнуться с той же проблемой, что и корпорации. Обслуживать кредиты становится все сложнее.
Однако аналитики, как наши, так и зарубежные, полагают, что паниковать пока рано. Причина в том, что скорость китайской экономики все еще достаточна, чтобы позволить «проскочить» проблемы.
Не кризис, а перестройка
«Потребительский спрос в Китае в действительности устойчив. Там есть дефляционные статьи, например продовольствие. При этом розничные продажи растут на семь-восемь процентов в год, и в 2019-м объем розничных продаж в Китае может превзойти размер рынка США. Так что затягивания поясов не происходит. Идет переориентация программ кредитования между секторами, но рынок в целом остается растущим. Кстати, именно упор на внутренний спрос привел к замедлению темпов роста Китая, зато сделал его промышленный компонент более устойчивым к внешним воздействиям», — дает свою оценку происходящему в Китае главный стратег компании «Универ Капитал» Дмитрий Александров. «При этом рост ВВП, хотя и вернулся к минимумам тридцатилетней давности, все равно составляет больше шести процентов и превысит их в начавшемся году, — продолжает аналитик. — Дефолты также связаны с уже упоминавшимися изменениями в регулировании кредитования, со стимулированием замещения неэффективных инвестиций и с поощрением вложений в наукоемкие проекты». Дмитрий Александров подчеркивает, что к валу корпоративных дефолтов стоит относиться спокойно — как к свидетельству регуляторных и структурных изменений, а не предвестнику скорого общего обвала внутреннего долгового рынка.
Аналогичное мнение высказывают и зарубежные специалисты. Главный экономист Citigroup по Китаю Лю ЛиГанг считает, что Пекин вскоре объявит о новых мерах по увеличению потребления, в первую очередь в секторе автопрома. Кроме того, он утверждает, что просадка потребительского спроса временная: настроения начнут стабилизироваться, и объемы потребления снова вырастут. Старший экономист аналитической компании Oxford Economics Тяньцзе Хэ и вовсе полагает, что все зря разводят панику: «Хотя мы и ожидаем, что рост потребления замедлится, считаем, что тревога по поводу китайских потребителей значительно преувеличена».
В конечном счете все будет упираться в то, насколько эффективно китайские компании и домохозяйства смогут рефинансировать свои долги. Учитывая, что целый ряд категорий населения имеет право на льготные кредиты, а около 70% корпоративных долгов приходится на долю госкомпаний, можно ожидать, что КНР удастся избежать долгового кризиса.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl