Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах
Идея проводить классы по хоровому пению пришла урбанистке Юлии Штокало в 2019 году. Сначала девушка отложила задумку, решив, что без опыта в бизнесе ничего не получится, но уже в пандемию вернулась к ней. Штокало записалась на курсы по созданию сайтов и в качестве учебного задания сделала страничку для тех самых классов. Теперь антистресс-хоры для москвичей приносят ей по несколько миллионов рублей выручки в год, а за мероприятия в таком формате для сотрудников готовы платить корпорации от «Яндекса» до «Райффайзенбанка»
100 человек собираются в центре Москвы и поют хором песни ABBA, Тоси Чайкиной и серенады из «Бременских музыкантов». Среди них менеджеры, программисты, пилоты, учителя, но только не профессиональные певцы. Они собираются, чтобы снять стресс, — это напоминает одновременно мюзикл и пение у костра, которого порой не хватает жителям мегаполисов, объясняет 32-летняя Юлия Штокало, основательница проекта Hot Horist, который проводит такие мероприятия.
Компания появилась в 2020 году и с тех пор собрала вокруг себя комьюнити хористов, а также сумела привлечь в клиенты корпорации, которые платят за организацию антистресс-пения для сотрудников. У формата появились последователи: теперь хоры собирают и другие проекты в разных городах России. Как возник и почему растет этот бизнес?
Стресс в большом городе
Москвичка Юлия Штокало в старшей школе интересовалась рекламой и медиа, поэтому решила поступать на международную журналистику в МГИМО, куда прошла на бюджет. Но работать в этой сфере не стала: ей хотелось видеть результат труда своими глазами, а с журналистикой так не получалось. И Штокало пошла учиться урбанистике, которой тоже увлекалась. Окончив магистратуру Высшей школы экономики, она устроилась аналитиком в стартап Habidatum, работающий с Big Data в сфере урбанистики, затем в консалтинговую компанию «Стрелка», которая предлагает комплексные решения для городов. Оттуда Штокало перешла в команду Московского урбанистического форума, став его организатором.
В 2019 году в числе спикеров форума был берлинский психиатр и автор книги «Стресс в большом городе» Мазда Адли. Его выступление запланировали в зале на полторы тысячи человек, но, чтобы собрать такую большую аудиторию для неизвестного в России спикера, требовалось придумать необычный формат. Из интервью Адли Штокало узнала, что психиатр справлялся со стрессом с помощью пения хором, и предложила ему спеть хором с залом. Эта часть мероприятия длилась около 10 минут, формат очень понравился зрителям: они подходили, благодарили и спрашивали, где еще в Москве можно так петь, вспоминает Юлия. Тогда она подумала, что нужно создавать отдельный хор, но отложила эту идею: девушка всегда работала в найме и не представляла себя предпринимателем.
«В каком-то смысле это оказалось ловушкой для моего мозга: я не думала, что создаю сайт своего проекта, а когда это сделала, подумала, что надо и проект тогда запускать». Юлия Штокало
В начале 2020-го Штокало уволилась, ей захотелось передохнуть и какое-то время попутешествовать. Но началась пандемия и поездки пришлось отложить. Юлия решила попробовать новое занятие и записалась на курс по созданию сайтов. Там вспомнила об идее с хоровым пением — проект стал основой для учебного сайта. «В каком-то смысле это оказалось ловушкой для моего мозга: я не думала, что создаю сайт своего проекта, а когда это сделала, подумала, что надо и проект тогда запускать», — смеясь, рассказывает Штокало. Она быстро придумала название Hot Horist как противоположность «правильного хора мальчиков-зайчиков». Созданный на курсах сайт компания использовала еще четыре года, его дизайн изменили только осенью 2024-го.
Штокало начала с поиска команды. К тому времени она два года занималась вокалом и предложила своей преподавательнице Насте Наумовой-Васильевой вести занятия в Hot Horist. В беседе с Forbes Наумова-Васильева признается, что сначала сомневалась, но все же решила попробовать. «Это было что-то новое и незнакомое, но безумно интересное», — вспоминает она.
Тогда же Юлия создала страничку проекта в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) и поискала примеры подобных инициатив: например, ей очень понравился хор Канье Уэста. Несколько лет назад рэпер создал хор Sunday Service, который выпускает свою госпел-музыку (жанр религиозной музыки), а также делает совместные треки и концерты с самим Уэстом. В России современных классов для хорового пения Штокало не нашла. Основательница «Нормального хора» в Калининграде Александра Линник называет Hot Horist первопроходцем этого формата.