Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – силаКультура

Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Александр Марков, Оксана Штайн

Афина, мастерящая зеркала

В популярных изложениях философии часто говорят о привилегии зрения в сравнении с четырьмя другими чувствами в западной философии, вспоминая и платоновское слово «идея», и нашу бытовую «очевидность», и необходимость «присматриваться» и «вглядываться», «узреть феномены». При более внимательном размышлении оказывается, что с привилегиями здесь не так просто: преимущество отводится не самому зрению, а зримому. Это феномен явился нам во всем блеске, это он ярок, ясен, величествен. Он как присутствие непостижимого в самом небывалом, гладком блеске поразил не только наше зрение, а нас всецело. Он хочет явить нам себя и на вкус, и на ощупь, – но его легкость, мыслимость, туманность, способность присутствовать в мысли не дается другим чувствам. Он влюбляет в себя – и дальше легкая и нежная мысль о феномене мыслит себя как зрящая и зримая.

Если мы обратимся к живописным аллегориям пяти чувств эпохи барокко, мы увидим, что зрение – вовсе не юное, не бойкое и не проницательное чувство. Слух играет на флейте или звонит в колокольчик, вкус пробует вино, – все это непосредственное приобщение вещам. Это прикосновение, поцелуй, проба наслаждения. А вот зрение всегда нуждается в приборе: очках, зеркале или телескопе. Оно опытное – это нахмурившийся старик или задумчивая старуха, или же, напротив, неопытный младенец, готовый смотреть на все широко открытыми глазами, пораженный многообразием вещей. Поэтому философия зрения начинается там, где мы задумываемся о начале своего опыта, где мы перестаем доверять видимому и размышляем о невидимом. Где мы начинаем анализировать, как устроена влюбленность, там мы начинаем лучше понимать устройство зрения как способности схватывать вещи и рассуждать о них.

Пять чувств. Художник Себастьян Штоскопф. 1633 год

Античная мысль представляет красоту как самовидимость, как некоторую выведенность в видимое свойств, которые можно было бы буквально «ощутить» и которые слово делает пластически ощутимыми, как будто доступными на ощупь. Достаточно одной цитаты из «Одиссеи» (VI, 235), когда Афина, учительница всякого ремесла, делает Одиссея прекрасным на вид: «ὣς ἄρα τῷ κατέχευε χάριν κεφαλῇ τε καὶ ὤμοις» – «именно так [как лучшие вдохновленные ею мастера] она ему излила прелесть на голову и плечи». Слово χάρις, Харита, может переводиться как «живая прелесть», а может как «харизма, обаяние», как «благодать», особая привлекательная и меняющая мир одаренность. «Пролитие» не обязательно надо понимать как свойство жидкости – мы ведь говорим, как в нас «вливается» вдохновение, – просто блеск действительно открыт не только зрению, но и другим чувствам. Мастер должен уже на ощупь чувствовать, и что изделие получается гладким, и что оно получается совершенным.

Заметим, что Афина подражает мастерам, которых сама учит, которых наставляет во всех премудрых искусствах. Она как бы обучается у своих учеников, обретает себя в зеркале своего же ремесла, требующего доводить все дела и вещи до совершенства. Послушные ученики становятся мастерами, мастерят вдохновенно прекрасные изделия, и уже Афина, увлеченная этой красотой, делает прекрасным самого Одиссея.

Так была открыта автокоммуникативность зрения: мы не просто видим что-то привлекательное и бросающееся в глаза. Мы видим мастерство, мастерское устройство вещей и, подражая им, открываем их красоту. Так Афина, подражая своим же ученицам, дарит прелесть-благодать Одиссею, чтобы ее служитель был прекрасен, достоин присутствовать среди богов и среди племени феаков. Феаки – кораблестроители, наученные лучшей мудрости, мудрости навигации, и здесь уже дело красоты, дело Афины покоряет весь мир, создает движение кораблей по открытому морю. Так у Гомера начинается дело зрения по захвату видимого мира, когда мир весь открыт, весь влюбляет в себя, но покорение пространства уже началось. Нужно только задуматься о справедливости, о ее законах, обуздывающих страсть покорения; и как только начинается это размышление, начинается и философия.

В хрустале дерзновения

Мишель Фуко в лекциях «Речь и истина»1 говорит, что в античной мысли осмыслялись не столько ложь и истина, сколько «филаутия», себялюбие, иллюзорное мнение о себе, и «парресия», дружеская дерзость, дерзновение, умение сказать другу все напрямую. Себялюбие – это лесть самому себе, которая находит и льстецов среди окружающих: даже если другой говорит нам что-то честно, то, будучи себялюбивы, мы превратим это честное и правдивое высказывание в ложь и лесть. Это своеобразный механизм «постправды» (post-truth): сами по себе отдельные высказывания могут быть правдивы, но если человек смотрит на себя иллюзорно, льстит себе, выстраивает свой ложный образ внутри себя, то даже формальная правда превращается в ложь.

1Фуко, М. Речь и истина: лекции о парресии./ пер. Д. Кралечкин, ред. М. Маяцкий. М.: Дело, 2020. 384 с.

Тогда как дерзновение – это соответствие слов и дел. Дерзновенный человек – это тот, кому доверяют, который совершает подвиги честности и поэтому может напрямую обратиться к сколь угодно вышестоящему лицу. Вышестоящее лицо и опознает в нем друга, а не просителя, не себялюбивого льстеца. Здесь ситуация уже немного отличается от начальной, гомеровской: если у Гомера Афина была культурным героем и всех научила ремеслу, то Плутарх и другие герои книги Фуко имеют в виду актуальное законодательство античного полиса или Римской державы, где уже нет отношений мастера и подмастерья. Здесь есть другое – сама гражданская жизнь выступает как место, где надо показать себя, но не в смысле простого предъявления своих достоинств, а в смысле того, чтобы быть уличенным сколь угодно вышестоящим лицом (каким может выступать и вся гражданская община полиса), и уличенным по-дружески в качестве человека, который оказался честен прямо здесь и сейчас. Именно такое понимание дерзновения было воспринято и христианством как образ дополнительного заступничества (как бы юридической консультации) святых перед Престолом Суда, наделяющего полноправием (правомочностью) всех, за кого они заступаются.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Сюр о чем-то большем Сюр о чем-то большем

Как Гай Мэддин научился превращать сны в кино

Weekend
Как включить телевизор без пульта: 3 проверенных способа Как включить телевизор без пульта: 3 проверенных способа

Как включить телевизор без пульта и кнопок несколькими простыми способами

CHIP
Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье Тёплое время: 20 идей для уютной атмосферы в семье

Идеи, которые помогут сделать ваше «время вместе» теплее, дружнее и интереснее

Новый очаг
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
Давай сбежим в Баку Давай сбежим в Баку

Баку: и морской курорт, и гастрономический центр Кавказа

ЖАРА Magazine
Острые козырьки и острые вопросы Острые козырьки и острые вопросы

Вячеслав Караваев в роли Томаса Шелби — о роли чувств и эмоций в своей жизни

Men Today
Никаких трещин и белых разводов: как защитить ботинки от реагентов Никаких трещин и белых разводов: как защитить ботинки от реагентов

Как защитить свои ботинки от реагентов этой зимой?

ТехИнсайдер
10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни 10 маминых фраз, которые помогают во взрослой жизни

Что говорить ребенку, чтобы он вырос гармоничным и счастливым человеком?

Psychologies
Поговорим о наших деньгах Поговорим о наших деньгах

Что представляют собой деньги и почему эта тема так болезненна?

Psychologies
Энергетика: маневры за перекрестком Энергетика: маневры за перекрестком

Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены

Монокль
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
Хватит дымить! Хватит дымить!

Как очищается организм после отказа от курения: поэтапно

Лиза
В авиастроении сменился командный состав В авиастроении сменился командный состав

Чем спровоцированы кадровые перестановки в российском авиастроении

Монокль
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Код света и музыки Код света и музыки

Современное искусство открывает новые направления. Одно из них — медиативный арт

ЖАРА Magazine
От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире От любви до ненависти: представители каких профессий считаются самыми счастливыми и самыми несчастными в мире

Представители каких профессий, как правило, наслаждаются своим делом?

ТехИнсайдер
Использовать пластиковую посуду в СВЧ ― это опасно? Использовать пластиковую посуду в СВЧ ― это опасно?

Какую посуду и почему нельзя ставить в СВЧ-печь?

CHIP
Сон в кровавую ночь Сон в кровавую ночь

Краткая история «Кошмара на улице Вязов» в 20 пунктах

Weekend
«Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть «Все время чего-то не хватает для счастья»: как перестать гнаться за успехом и начать радоваться тому, что есть

Как не потерять вкус к жизни в погоне за достижениями?

Psychologies
Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение» Ангелина Вовк: «Мечтала идти по стопам отца, летать на самолетах, а судьба привела на телевидение»

Жизнь советской телеведущей — это не слава, не гламур

Коллекция. Караван историй
Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания Эффект Манделы: почему у людей возникают одинаковые ложные воспоминания

Почему одинаковые ложные воспоминания могут возникать сразу у множества людей?

Psychologies
Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе

Какие правила следует соблюдать, если вы хотите сделать успешную рекламу?

Inc.
Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50! Даже не верится: Леонардо ДиКаприо – 50!

Собрали самые интересные факты о знаменитом актере Леонардо ДиКаприо

Лиза
Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров Инфернальный Хью Грант, Пингвин Фаррелл и другие внезапные злодейские роли известных актеров

Актеры, которые отважились сменить амплуа и сыграть отрицательных персонажей

СНОБ
Зимняя Башкирия Зимняя Башкирия

Башкортостан не зря называют «русской Швейцарией»

Отдых в России
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
«Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы «Шугар», «Заговор сестер Гарви», «Плохая обезьяна»: лучшие новые детективные сериалы

Новые детективы, которые невозможно выключить, не узнав, кто же убийца

Forbes
Неумолимая правдивость фантасмагории Неумолимая правдивость фантасмагории

Как разрушаются границы реальности в «Театральном романе» Михаила Булгакова

Weekend
Тильда Суинтон. Как правило — без правил Тильда Суинтон. Как правило — без правил

Если я хорошо выгляжу, то это благодаря своим генам, жизни в горах Шотландии

Караван историй
Открыть в приложении