Энергетика: маневры за перекрестком
Масштабы перекрестного субсидирования в энергетике сильно преувеличены. И вообще это надуманная проблема. Гораздо важнее повысить эффективность энергосистемы, от которой напрямую зависит конкурентоспособность промышленности, считает эксперт по энергетике Сергей Белобородов
Тема перекрестного субсидирования (ПС) в российской энергетике обсуждается с конца 1990-х годов, когда рыночная реформа Единой энергосистемы еще только затевалась. Критики ПС утверждают, что поддержание энерготарифа для промышленных предприятий на более высоком уровне, чем для населения, противоестественно и несправедливо. Ведь в рыночной экономике оптовый покупатель всегда имеет меньшую цену, чем розничный. К тому же доведение товара, в данном случае электроэнергии, до граждан несет в себе дополнительные затраты. Люди, далекие от энергетики, считают, что между электростанцией и домашней розеткой требуется поставить больше трансформаторов, чем между станцией и рубильником заводского цеха, а значит, электричество для населения должно стоить дороже, чем для промышленности.
Защитники же ПС ссылаются на социальный характер российского государства: субсидируемый (за счет промышленности, а не бюджета) розничный тариф представляет собой, по их мнению, некий «пряник» для небогатого населения, которому в массе своей не по карману «рыночный» тариф.
Тезис о наличии ПС часто используют сами энергетики, парируя упреки промышленников и экспертов в том, что стоимость электроэнергии для производителей в России уже превысила американский уровень и приближается к тарифу для промышленных потребителей в ряде стран энергодефицитного ЕС, а без учета налоговой составляющей тоже уже превысила его. С точки зрения энергетиков, отечественная промышленность оплачивает вовсе не неэффективность сложившейся в России энергосистемы — она вынужденно субсидирует недостаточно платежеспособное население. Как говорили герои фильма «Бумер», не мы такие — жизнь такая.
Оказывается, все эти тезисы насквозь лукавы. На самом деле если перекрестное субсидирование и присутствует в отечественной энергосистеме, то в существенно меньших объемах, чем принято считать. Выяснилось, что рассчитать и установить экономически обоснованный тариф для всех категорий потребителей — задача в принципе едва ли решаемая. А самое главное — ложная. Стратегическое целеполагание в энергетике связано с обеспечением надежного снабжения потребителей электроэнергией и теплом по цене, поддерживающей внешнюю и внутреннюю конкурентоспособность российских производителей. Справедливый тариф на электричество тот, который позволит российской индустрии прочно встать на ноги и добиться технологического суверенитета. Сильная экономика сгенерирует доходы населения, достаточные для оплаты электричества по более высоким ценам, исключающим в общем случае субсидии — последние могут быть использованы для особых категорий граждан, нуждающихся в специальной поддержке.
В роли разоблачителя мифов выступил Сергей Белобородов, вице-президент НП «Энергоэффективный город», кандидат технических наук.
— Сергей Сергеевич, что не так с привычным представлением о перекрестном субсидировании в российской энергетике?
— Когда ведутся споры о перекрестном субсидировании, обычно рассматривается лишь одна его разновидность из огромного множества, а именно дифференциация стоимости электрической энергии по уровням напряжения. Не учитываются при этом различия в категориях надежности электроснабжения потребителей. А ведь это неправильно: обеспечение большей надежности дает бóльшую потребительскую стоимость и обходится объективно дороже.
Надежность электроснабжения разных категорий потребителей отличается как количественными, так и качественными показателями. К первым показателям относится количество независимых взаимно резервирующих источников, ко вторым — время восстановления электроснабжения.
Особая группа первой категории потребителей предусматривает питание от трех независимых взаимно резервирующих источников, для этих целей необходим резерв пропускной способности сетевой инфраструктуры в 200 процентов. Требуемый резерв пропускной способности для первой и второй категорий составляет 100 процентов, а для третьей категории резерв отсутствует.
Качественные показатели надежности электроснабжения потребителей первой категории намного лучше, чем потребителей второй и третьей групп. Для первой категории восстановление осуществляется автоматически, а для второй — вручную. Время восстановления потребителей первой категории определяется временем срабатывания автоматики. Время восстановления потребителей второй категории может составлять несколько часов, а третьей категории — до 24 часов.
Электроснабжение населения осуществляется на низком напряжении по второй и третьей категориям. Следовательно, нормативные значения величины резерва и времени восстановления электроснабжения населения хуже, чем для промышленных предприятий.
С точки зрения дифференциации стоимости электрической энергии по уровням напряжения промышленные потребители субсидируют население, а с точки зрения категории на дежности, наоборот, население субсидирует промышленных потребителей. При учете обоих факторов можно говорить об отсутствии перекрестного субсидирования между промышленными потребителями и населением.
Таким образом, учет категории надежности электроснабжения потребителей полностью меняет сложившиеся представления о перекрестном субсидировании и закрывает бесплодную дискуссию вокруг необходимости повышения тарифов на электрическую энергию для населения.
В ЕС стоимость электроэнергии для промышленности ниже, чем для населения, и очень велика доля налогов в тарифе. Предусмотрены льготы по налогам для ряда потребителей (График 1)
— Есть ли другие особенности электроснабжения населения, которые оказывают влияние на объем перекрестного субсидирования?
— Проектирование системы электроснабжения промышленных потребителей значительно отличается от проектирования системы электроснабжения населения. Электроснабжение промышленного потребителя осуществляется в соответствии с заявленной потребителем мощностью и категорией надежности электроснабжения.
Электроснабжение населения осуществляется на совмещенный максимум нагрузки, а не на заявленную отдельным потребителей мощность.
Для простоты понимания приведу пример. Предположим, в одной квартире включили чайник, а сосед сверху включил чайник на пять минут позже, сосед снизу — через десять минут, сосед справа — через час, а сосед слева уехал отдыхать и чайник не включил. Таким образом, в многоквартирном доме в каждый момент времени включено чайников в количестве, как правило, меньшем, чем число квартир. Электрическая сеть в этом случае проектируется не на пять включенных одновременно чайников, а на меньшее количество, рассчитываемое по специальной вероятностной формуле. Предположим для простоты, что это число равно двум.