Скоростная магистраль простимулирует арктические перевозки в России

МонокльHi-Tech

ВСМ откроет дорогу в Арктику

Запуск высокоскоростного железнодорожного движения по маршруту Москва — Санкт-Петербург изменит транспортную систему Северо-Западного региона и будет способствовать росту перевозок грузов для арктических проектов

Николай Ульянов

Россия готова обеспечить высокоскоростные магистрали собственным подвижным составом. Михаил Терещенко/ТАСС

Создание высокоскоростного железнодорожного движения поменяет транспортную систему в России и позволит увеличить объемы перевозки грузов. Если сегодня грузовые и пассажирские поезда ходят по одним и тем же путям, то ВСМ предназначены только для пассажирских перевозок. В стране запланировано строительство пяти линий ВСМ: от Москвы до Санкт-Петербурга, Адлера, Рязани, Екатеринбурга и Минска. Первой планируется запустить ВСМ Москва — СанктПетербург. Начало движения намечено на 1 апреля 2028 года.

По оценкам главы РЖД Олега Белозерова, в зависимости от маршрута ВСМ от 50 до 65% пассажирского движения будет переведено на высокоскоростные линии. Это, безусловно, высвободит провозные мощности, что позволит перевозить больше грузов и увеличить скорость их доставки, повысит конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Пропустите груз

После того как в 2009 году между Москвой и Санкт-Петербургом начали курсировать пассажирские поезда «Сапсан», развивающие скорость до 250 км/ч, грузовые перевозки с этой дороги были фактически «выбиты».

Как напомнил Олег Белозеров на профильной сессии ПМЭФ-2025 «Высокоскоростное движение — точки роста экономики будущего», исторически перевозка пассажиров в России идет вместе с перевозкой грузов, и это порождает конфликт. Пассажирские поезда, даже самые обычные, имеют более высокую скорость и приоритет в движении: грузовые уступают им дорогу. «Один пассажирский поезд снимает три грузовых поезда, — рассказал Олег Белозеров. — То есть мы могли бы провезти в три раза больше грузов, если бы скорости были одинаковы. По факту на сегодняшний момент между Москвой и Санкт-Петербургом, там, где двигаются “Сапсаны”, грузовых перевозок практически нет». Сегодня грузовые поезда идут от Москвы до Санкт-Петербурга не по прямому маршруту, объездные пути, по словам главы РЖД, длиннее как минимум на 250 км. Более того, сегодня нет возможности в нужном объеме доставлять грузы из восточной части страны в северо-западные регионы, поскольку провозные способности железной дороги в этом направлении исчерпаны. Одним из решений этой проблемы могло бы стать строительство дополнительной грузовой линии. Если бы не появление ВСМ.

«При строительстве ВСМ мы высвобождаем имеющуюся инфраструктуру и можем запустить дополнительные грузовые поезда, — отметил Олег Белозеров. — Что это такое? Это дополнительные 30 миллионов тонн. И экономия минимум 600 миллиардов рублей инвестиций в дополнительную инфраструктуру. Это означает, что самое главное для экономики — тарифная нагрузка — не будет повышаться так, как она могла бы быть увеличена, если бы мы строили грузовые пути».

Загруженность маршрутов до СанктПетербурга влияет и на доставку грузов на следующих перегонах. В частности, до Мурманска, который является важным транспортным узлом для всего Арктического региона. «Арктика может развиваться благодаря строительству ВСМ, Вот такая уникальная взаимосвязь у нас существует», — подытожил Олег Белозеров.

Медленный разгон

Несмотря на то что размеры России просто вопиют о том, что ей необходимо высокоскоростное железнодорожное движение, проекты ВСМ у нас двигались как грузовой состав — медленно, с остановками и отклонениями от наиболее короткого маршрута. Это касается как собственно магистралей, так и подвижного состава.

На рубеже тысячелетий был похоронен проект отечественного скоростного электропоезда «Сокол-250», способного «выжимать» до 250 км/ч, причем в дальнейшем планировалось увеличение этого показателя. Но своему «Соколу» предпочли немецкий «Сапсан» от Siemens. С немецким концерном, когда вновь встал вопрос о создании собственного высокоскоростного поезда, было заключено соглашение, по которому он становился технологическим партнером Инжинирингового центра железнодорожного транспорта. Центр был создан в 2019 году РЖД и холдингом «Синара — Транспортные машины» как раз для разработки высокоскоростного подвижного состава. Предполагалось, что Siemens передаст технологии высокоскоростных поездов, а владельцем интеллектуальной собственности в итоге станет российская сторона.

Производство самого поезда должно было быть организовано на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма Свердловской области. На тот момент предприятием на паритетных началах владели «Синара — Транспортные машины» и Siemens. «Уральские локомотивы» — производитель скоростного электропоезда «Ласточка» и нескольких моделей грузовых локомотивов. После 2022 года Siemens продал свою долю, а вместо «Ласточки» теперь выпускается ее локализованная версия, получившая название «Финист». Инжиниринговый центр продолжает разработку высокоскоростного электропоезда. Основные его параметры уже известны: эксплуатационная скорость — 360 км/ч, максимальная — 400 км/ч. Число перевозимых пассажиров — 454 человека. Поезд будет состоять из восьми вагонов, четыре из них будут моторными. В каждом из моторных вагонов будет по четыре электродвигателя, по одному на каждую ось, мощностью 630 кВт каждый. Схема с моторными вагонами наиболее распространена в высокоскоростном железнодорожном движении. В отличие от локомотивной схемы, когда весь состав приводит в движение один мощный электровоз, применение моторных вагонов позволяет распределить тягу по всему составу, что дает поезду возможность быстрее ускоряться и развивать более высокую скорость.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Редкоземельные металлы извлекут из отвалов Редкоземельные металлы извлекут из отвалов

Что мешает переработке промышленных отходов с извлечением ценных компонентов?

Монокль
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Языки на грани Языки на грани

Треть преподаваемых в школах РФ языков находится под угрозой исчезновения

Ведомости
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
США: ловушка долгового государства США: ловушка долгового государства

Чем грозит раскручивание долговой спирали и кто в США может решиться на дефолт?

Монокль
Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить Пугающая ошибка на Windows: что такое синий экран смерти и как его исправить

Расшифровка кодов ошибок синего экрана Windows и способы их быстрого устранения

ТехИнсайдер
Как узнать, шпионит ли за вами приложение? Как узнать, шпионит ли за вами приложение?

Как понять, что приложение отслеживает ваши действия?

CHIP
«Розовый. История цвета» «Розовый. История цвета»

Как розовый цвет получали в Средневековье

N+1
Удвоенная польза Удвоенная польза

Как применяются цифровые двойники в банковской сфере

Ведомости
Второй шанс стать счастливой Второй шанс стать счастливой

Алсу сегодня очень востребована, но совсем недавно все было иначе

OK!
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Возвращение Электроника Возвращение Электроника

Дискомфорт, связанный с цифровизацией, не только российская проблема

Ведомости
Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит Познайте себя: выберите фигуру, а мы расскажем, какая профессия вам лучше всего подходит

Выберите фигуру и узнайте, в какой области вы могли бы преуспеть

ТехИнсайдер
Верю – не верю Верю – не верю

Что такое эзотерика, и в каком случае она может навредить

Лиза
Нейросети в «стране городов» Нейросети в «стране городов»

Как ученые изучали «Страну городов» с помощью нейросетей

Наука и жизнь
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
Дальний Восток: территория противоречий Дальний Восток: территория противоречий

Дальний Восток: почему инвестиции не спасают от оттока людей и транзитной роли

Монокль
Спасательные работы Спасательные работы

Как быстро восстановить кожу после простуды — 6 советов

Лиза
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Открыть в приложении