Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса
В том, действительно ли стартапам необходимо запускать новые бизнес-юниты, когда это делать, и что нужно учесть, чтобы диверсификация не потянула весь бизнес на дно, разобрался для Inc. CEO IT-компании TYMY Алексей Майстренко.
Первый проект TYMY начался в 2020 году с решения одной приземленной задачи: Алексей Майстренко, будучи на тот момент руководителем продаж в банке, захотел «отдать» какому-нибудь подрядчику коммуникации и бумажную работу с внештатными менеджерами. Эта идея превратилась в бизнес, и спустя четыре появилась TYMY — SaaS-платформа, которая генерирует несколько млрд руб. выручки в год. Сегодня софт компании используют для продаж практически все ведущие банки России — «Альфа-банк», «Росбанк», «Сбер», «Газпромбанк», «Райффайзен, Банк», «Уралсиб», «МКБ». А в структуру TYMY входит уже несколько отдельных юнитов, каждый из которых решает свои задачи. Однако на старте Майстренко не планировал создавать экосистему — сегодняшняя диверсификация складывалась буквально по ходу органичного развития.
Внутренняя опора
Диверсификация в финтехе — вовсе не изобретение последних лет. Европейские банки стали активно зарабатывать на новых направлениях еще с начала 2000-х. Например, по данным TYMY, во Франции банки получают от основной деятельности, то есть от выдачи кредитов, лишь 30% дохода. Остальные 70% они зарабатывают на других продуктах: продаже страховок, консультациях юристов, гарантии низкой ставки. Дело в том, что кредиты в Европе дешевые, процентные ставки обычно мало отличаются от ставки фондирования, при этом стоимость привлечения клиента (acquisition cost) постоянно растет. В таких условиях и в высококонкурентной среде на основном бизнесе далеко не уедешь, поэтому банки и диверсифицируют сервисы, чтобы максимально монетизировать свою клиентскую базу.
Для большинства компаний в финтехе жизненно важным показателем стал LTV (Lifetime Value), который отражает, сколько компания может заработать на клиенте за весь период взаимодействия с ним. А развитие здесь возможно именно за счет экосистемных продуктов. При этом диверсификация и развитие взаимосвязанных продуктов существенно повышает устойчивость бизнеса. Это одна из основных причин, почему в современном мире каждая крупная компания стремится к созданию собственных экосистем: чем больше направлений и продуктов, чем выше их интеграция друг в друга, тем уверенней чувствует себя компания в целом. К 2025 году около 30% дохода корпораций будут составлять цифровые бизнес-экосистемы, прогнозируют аналитики McKinsey.