Принципы качественного онлайн-обучения: как выбрать онлайн-курс, который реально научит
В 2022 году онлайн-курсы стали основным драйвером образования у молодых людей 18-24 лет. Согласно данным Оксфордского университета, 46% студентов из этой возрастной группы использовали онлайн-обучение, чтобы получать новые навыки или повышать квалификацию. Но несмотря на все удобства и плюсы, только от 5% до 15% студентов заканчивают онлайн-курсы, которые приобрели. Основных причин две: студент подобрал программу, которая на самом деле не соответствует его интересам, или же учеба построена таким образом, что человеку слишком быстро становится скучно. О том, как подобрать онлайн-обучение, которое захочется пройти до конца, рассказал Никита Ефимов, директор по продукту школы IT-профессий Skillfactory специально для Inc.
Согласно исследованию иранских ученых, принципы эффективного онлайн-обучения детей и взрослых кардинально отличаются. Для детей максимально важны вовлекающие форматы взаимодействия: игры, викторины, соревнования, челленджи. Умственная активность напрямую связана с играми, поэтому в обучающих курсах для детей почти все взаимодействия геймифицированы.
У взрослых — наоборот. Понятность материала имеет определяющую роль. Чтобы усвоить информацию, взрослому нужно разобраться, как она работает, с чем связана и на что влияет. При этом геймификация все же имеет значение: соревноваться, выполнять квесты и получать очки опыта во многом приятнее, чем просто учиться.
Как правильно выбрать курс
Согласно статистике Оксфордского колледжа, более 100 млн людей во всем мире хотя бы раз обучались онлайн. Сфера активно развивается — за 10 лет она выросла в 10 раз, поэтому новые учебные программы появляются каждый день: от небольших на несколько дней, которые прокачивают один-единственный навык, до массивных на 12 месяцев непрерывной работы, где можно изучить с нуля сложную IT-специальность.
Цели обучения могут быть разными. Вот несколько самых распространенных:
- Кардинально сменить профессию. К примеру, из юриста — в Python-разработчики;
- Повысить квалификацию в текущей отрасли или расширить ее на смежные профессии. К примеру, веб-дизайнер может повысить квалификацию на курсе про UX-дизайн или расширить ее в программе про создание иллюстраций;
- Повысить собственную ценность как специалиста с прицелом на повышение на работе. К примеру, мидл-разработчик Python может пройти курс по управлению командой разработки, если хочет в перспективе вырасти до тимлида;
- Самореализоваться или прокачать хобби. Многие программисты, которые посещают курсы по геймдизайну, на самом деле не хотят менять профессию. Умение разрабатывать игры нужно им для себя — с помощью игровых пет-проектов они расслабляются и отдыхают.
Для конкретных целей подойдут короткие программы обучения. Если мидлу нужно подтянуть умения менеджера, это займет месяц или два. А для того, чтобы стать разработчиком С++ с нуля, потребуется не менее 12 месяцев, а иногда и больше.
Интенсивность курсов бывает очень разная. Взрослому человеку важно правильно распределить нагрузку, чтобы оставаться продуктивным. После 8-часового рабочего дня остается очень мало сил на курсы, поэтому здесь подойдет формат микрообучения. В нем учебная программа разбита на комплекс небольших видеоуроков и упражнений, которые требуют до 15 минут занятий. Их удобно проходить в транспорте по дороге на работу и назад или во время обеденного перерыва.
Однако небольшое или же рваное погружение в теорию может быть чревато тем, что при выполнении домашних заданий студенту каждый раз нужно будет заново погружаться в теорию, вспоминать ее и тратить на это дополнительное время, из-за чего могут накапливаться долги.
Для освоения профессии с нуля стоит проходить курсы с полным погружением. Они требуют по 3-6 часов ежедневных занятий, из которых больше половины — это домашние задания и практика. Но при этом человек получает все знания и умения для профессии за несколько месяцев безотрывно.