Витька был хорошим и довольно смелым артистом и в театрах жил смело

Караван историйРепортаж

О Викторе Павлове. «Он был скромным, но, конечно, знал себе цену»

Записал Олег Перанов

Фото: «Советский экран»/fotodom

«Однажды мы пошли в магазин, встали в очередь. Вдруг какая-то тетка пытается пробиться к прилавку. Павлов ее одернул: «Встаньте в очередь, как все. Видите, и пожилые люди стоят, и люди с детьми!» А тогда на экраны только что вышел телесериал Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства», где Витя сыграл бандита Осадчего. И вот та женщина поворачивается к нему и с такой злостью бросает: «Ты как на экране гад, так и в жизни сволочь». Вот она, популярность».

Народный артист России Виктор Павлов — тот самый студент Дуб из гайдаевской комедии про приключения Шурика, Левченко из «Место встречи изменить нельзя», тюремщик из картины Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». У Павлова еще почти двести ролей в кино. Он ушел из жизни 18 лет назад, и до сих пор его супруга, заслуженная артистка России Татьяна Говорова, вспоминая мужа, еле сдерживает слезы. Мы сидим с ней в гостиной их квартиры на Тверской улице, перебираем семейный архив с фотографиями, рисунками Павлова, письмами, записями и вспоминаем.

— Находиться рядом с Витей для меня было большим счастьем, Скажу безо всякого позерства: Витюшка — это неохватная страна, у него было столько способностей! Будь он врачом, был бы знаменитым ветеринаром, потому что любил всякую живность, а как он всех наших собак и кошек лечил! В детстве хотел стать художником, учился в художественной школе, всю жизнь прекрасно рисовал, делал и мои портреты, и своих коллег — вот Саша Лазарев в роли Дон Кихота, это великая Елена Гоголева, а вот — Михаил Царев... А на этой фотографии Витя поет под гитару. Он же мальчиком пел в хоре, потом научился играть на гитаре, особенно волшебно исполнял романсы. И стихи писал. Сохранился листочек со стихами, которые он написал в день смерти своего друга актера Валерия Носика. Некоторые буквы размытые, это от слез Вити, писал и плакал.

Ушел мой друг навеки, навсегда,
Оставив о себе тепла и верности безбрежье.
Как в ярком пламени звезда,
Сгорает в одиноком безнадежье.
Меж первым криком и последним вздохом
Всевышний подарил нам жизни суету.
Стремись не растерять судьбу по крохам,
Грех всякий твой у Бога на счету.
Со стоном просыпаюсь по ночам,
В душе другие ритмы, чем когда-то.
Не верю я надгробным всем речам,
Ты для меня всегда живой и ближе брата.

И все эти таланты ему пригодились в актерской профессии, тяга к лицедейству все-таки победила. Его мама мне рассказывала, что актерство в нем с рождения. «Кто стихи будет читать?» — «Я!» — «Кто станцует?» — «Я станцую». Он всегда старался быть первым.

Витя учился в Театральном училище имени Щепкина, где его сокурсниками и близкими друзьями были будущие известные артисты Олег Даль, Миша Кононов, Виталий Соломин. Вместе учились, вместе сбегали с уроков, вместе хулиганили. Помню, Витька однажды рассказывал, как с Далем они сдавали экзамен по французскому языку. Они должны были разыграть какую-то сценку на французском. Накануне, конечно, гуляли и не подготовились. И тогда по аудитории разложили листочки — подсказки. Чья очередь говорить, тот знал, где его текст лежит, подходил к этому месту и читал. Вдруг открылась дверь, и сквозняком все эти листки сдуло. Но они те еще ребята, что-то сымпровизировали, несли какую-то абракадабру, то есть все слова, которые помнили на французском. Присутствующие на этом экзамене лежали от хохота. За находчивость ребятам поставили по пятерке.

Кстати, во время учебы в театральном училище Павлов овладел гримерным мастерством. Дело в том, что на последнем курсе учебы у него что-то случилось со связками, и пропал голос. Испугавшись, что придется распрощаться с театром, он стал учиться у театральных гримеров.

После училища Павлов два года проработал в театре «Современник», но он не любил рассказывать о том периоде, несмотря на то что тогда «Современник» был в самом расцвете, там работали большие мастера! Вите не давали новых ролей, только редко вводили на эпизоды в уже идущие спектакли. И он переживал. Но мне кажется, что этот период все равно не прошел для него даром. Я это чувствовала по его последующим работам, по актерской технике, по подходу к делу.

Фото: ФГУП «Киноконцерн «Мосфильм»/Fotodom

Весной 1965 года Витя пришел в труппу Театра имени Ермоловой, где я уже служила. Помню, нам его представили среди прочих вновь пришедших молодых людей. Честно говоря, я отнеслась к новичкам несколько скептически: кто это? что это? Когда назвали Павлова, он встал, как-то пошатываясь. Я еще подумала: какой-то нервный человек, то бледнеет, то краснеет, ухо торчит. Кстати, потом за это оттопыренное ухо я его прозвала «Витьюушко». И Гайдай эту особенность использовал в фильме «Операция «Ы»...» — помните, там у героя Вити, студента по прозвищу Дуб, ухо торчит из-под повязки?! Мне кажется, в этой новелле про экзамен именно ухо Павлова стало главной ролью. Кстати, я так и не знаю, почему у него было такое ухо: родился таким или что-то в детстве произошло. С вопросами на эту тему не лезла, а он сам не рассказывал. Думаю, там какая-та травма была, он же боксом занимался в детстве. А может, уличная драка?

Когда меня спрашивают о секретах нашего супружеского долголетия, отвечаю: это потому, что я понимала, у Вити есть свои тайны, секреты, куда мне влезать не нужно. Вот, например, путаница с его днем рождения. Сам он считал, что родился 5 октября, а в паспорте было указано 6-е число. Я спросила однажды: «Витя, ну расскажи, почему такая путаница?» А он как-то странно ответил: «Мама рожала как бы два дня...» И, если честно, я ничего не поняла. Ну и настаивать не стала: раз он захотел запутать, значит, ему так нужно!

Так вот, тогда в театре решили ставить спектакль «Время и семья Конвей» по потрясающей пьесе Джона Пристли. Это такая трагическая, философская история одной английской семьи, которая двигается от самых радужных мечтаний о будущем до несостоявшихся надежд, серых будней. Павлова назначили на роль Эрнеста Биверса — этакого скромного юноши, который потом превращается в самодовольного дельца, а я играла подругу семьи Конвей Джоан Хелфорт. Еще на читке пьесы, наблюдая, как читает Павлов, подумала: «Господи, да что ж такое, каких-то нервных берут в труппу!» — так он волновался.

Виктор Павлов и Татьяна Говорова. Фото: из архива Т. Говоровой

Витя к тому времени вовсю снимался. Приедет с каких-нибудь съемок на репетицию со своим кожаным портфельчиком, отрепетирует и снова уезжает на другие съемки. Я наблюдала за ним, и, признаться, хотя и не увлеклась еще Павловым, меня задевало, что он никакого внимания на меня не обращает. Конечно, к тому времени у меня были поклонники, но ни с кем никаких серьезных отношений не получилось, и в душе мне было очень одиноко. Однажды после очередной репетиции мы собрались компанией в квартире одного нашего артиста. Витька взял в руки гитару и запел романсы. У меня такой мороз пошел по коже! Такие у него были печальные глаза! А потом он подошел ко мне и говорит: «Ты сидишь как-то неудобно. Давай я тебе подушечку подложу». И коснулся моей руки. И вот от этого прикосновения природа во мне и проснулась.

А дальше... Все было по-прежнему: Витька не очень-то и клевал на меня. Я тогда решила показать себя во всей красе. Как-то была в поездке в Венгрии, и в Будапеште зашла в мастерскую, где шьют купальники. Мне понравился образец черного цвета: бикини, тут сетка, тут клеточка. Мне 25 лет, фигурка-то была точеная. Я заказала такой купальник. Когда пришла на примерку, мастер вывел меня в этом купальнике в вестибюль, где заказчики находились: мол, смотрите, как я шью! И вот мы с театром поехали на месяц на гастроли в Ростов-на-Дону. Я вышла в этом купальнике на пляж и произвела настоящий фурор! Витьку это тоже впечатлило.

Потом мы шли большой компанией по улице, и на другой стороне я увидела развал с цветами. И вот почему-то я вдруг подумала: «Если он сейчас мне не купит розу, то, значит, ВСЕ!» Ну вот мысль такая проскочила. Вдруг Павлов отделился от нас, перебежал большую дорогу с трамваями к цветам и принес мне большую красивую розу. Мистика какая-та! Судьба есть судьба! Столько потом он мне дарил цветов, а вот та роза особенно врезалась в мою память.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать» Игорь Золотовицкий: «Ефремов и Табаков всю жизнь были рядом, притом что они могли ссориться, годами не разговаривать»

Наше актерское дело трудное и непредсказуемое

Караван историй
Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви Муж или папа? Как перестать искать недополученной отцовской любви

Как достроить отношения с отцом, если не хватило его любви в детстве

Psychologies
Разбитое сердце Брэда Питта Разбитое сердце Брэда Питта

Каково будущее у Брэда Питта, который в 61 год должен строить жизнь заново?

Караван историй
Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту Фокус на тарелке: 10 вопросов фуд-стилисту

Кто такой фуд-стилист и чем он занимается

СНОБ

У Веры было много талантов, один из них — это умение дружить

Караван историй
Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты Как заинтересовать клиента, и почему люди больше не любят гипермаркеты

Как рынку электроники привлекать новых клиентов?

Inc.
48 м² 48 м²

Квартира для модницы по проекту Снежаны Цуцаевой

AD
Новая уникальная антилопа Азии Новая уникальная антилопа Азии

Уникальные саолы — редкие "единороги" из горных лесов Вьетнама

Знание – сила
Анна Зайкова: «Это был счастливый билет, который мне вручил Марк Анатольевич Захаров» Анна Зайкова: «Это был счастливый билет, который мне вручил Марк Анатольевич Захаров»

Подошел мужчина, показал мою фотографию в телефоне и сказал: «Вы очень похожи»

Караван историй
Между искусством и фейком Между искусством и фейком

10 эпизодов сюр(реализм)а в моде

Weekend
Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире Как попасть в топы: какие форматы видеоконтента популярны в России и мире

Как использовать знания об аудитории, чтобы набирать подписчиков?

Inc.
Почему нельзя покупать франшизу без спроса Почему нельзя покупать франшизу без спроса

Опрос действующих франчайзи бренда — один из обязательных этапов выбора франшизы

Forbes
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
«Художник обидеть может каждого!» «Художник обидеть может каждого!»

Разные грани и тайны профессии от режиссера Михаила Цитриняка: конец беседы

Знание – сила
«СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли» «СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли»

Гендиректор «Бронка групп» о том, какие ценные навыки получил в alma mater

Санкт-Петербургский университет
Дальнобойщики 2:0 Дальнобойщики 2:0

Страшно ли ехать в кабине беспилотного грузовика?

ТехИнсайдер
Робоголубь с настоящими перьями в крыльях и хвосте научился летать по-птичьи Робоголубь с настоящими перьями в крыльях и хвосте научился летать по-птичьи

Робоголубь управляет полетом за счет изменения формы крыльев и поворотов хвоста

N+1
Нечетная горбуша Нечетная горбуша

Известную рыбу горбушу следует рассматривать как два отдельных вида

Знание – сила
Хорошо-то как! Хорошо-то как!

Как научиться получать удовольствие от простых вещей?

Лиза
Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать» Художник Артур Кривошеин: «Мне нравится ностальгировать»

Художник Артур Кривошеин — об авангардистах и неизбежных изменениях

СНОБ
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
ИИ научился создавать реалистичные спутниковые снимки будущих наводнений ИИ научился создавать реалистичные спутниковые снимки будущих наводнений

Ученые разработали метод, который генерирует «снимки» будущих наводнений

ТехИнсайдер
Криштиану Роналду невероятно красивый, но очень глупый: миф или правда? Криштиану Роналду невероятно красивый, но очень глупый: миф или правда?

Разрушаем легенды об одном из самых популярных футболистов мира

Maxim
Как мошенники используют дипфейки и почему не стоит выкладывать в интернет свои фотографии Как мошенники используют дипфейки и почему не стоит выкладывать в интернет свои фотографии

Дипфейки: можно ли обезопасить себя от мошенников?

Inc.
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Юрий Уляшев: «Эта книга открывает человеку новые возможности» Юрий Уляшев: «Эта книга открывает человеку новые возможности»

Бизнесмен Юрий Уляшев — о своей книге «EMBA.СКОЛКОВО.ФУНДАМЕНТ»

Караван историй
Шеф, а что с зарплатой? Шеф, а что с зарплатой?

Почему тебе давно не повышали оклад и как изменить ситуацию

Лиза
Код света и музыки Код света и музыки

Современное искусство открывает новые направления. Одно из них — медиативный арт

ЖАРА Magazine
Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей Сетевые дементоры: что такое теория «мертвого интернета» и вытеснит ли ИИ живых людей

Какие риски для современного мира представляет GPT-контент?

Forbes
Найти путь к изобилию Найти путь к изобилию

Как работает обращение к психологам с запросом на финансовое благополучие

Psychologies
Открыть в приложении