«Перемещенные»: как подросток из лагеря для беженцев пытается жить в чужой стране
Проработавшая полтора года в лагере для беженцев практикующий психолог Сания Биккина в своей книге «Перемещенные» обращает внимание на сложный путь адаптации людей, оказавшихся по разным обстоятельствам вырванными из своего привычного образа жизни. Через историю 14-летней девочки, которая вместе с отцом живет в лагере для беженцев и пытается наладить отношения с одноклассниками, автор показывает, насколько нелегко «перемещенным» приспособиться к новым условиям и новому окружению.
Практикующий психолог Сания Биккина полтора года работала в лагере для беженцев. В своей дебютной повести «Перемещенные», которая вышла в издательстве Albus Corvus («Белая ворона»), Биккина рассказала историю 14-летней девочки Аделии, которая оказалась в центре для перемещенных лиц и переживает стресс из-за сложностей с адаптацией в чужой стране. «Покидать свой дом, свое родное место всегда нелегко, особенно если это случается не по собственной воле. Людям приходится искать свое место и выстраивать свою личную жизнь с нуля в чужой стране среди незнакомых людей, говорящих на ином языке, и переживать все трудности адаптации. Эта история поможет прочувствовать судьбу таких детей, как Аделия, а тем, кто невольно оказался в такой ситуации, подарит надежду на обретение дома», — делится с Forbes Young своим мнением 16-летний ученик предуниверситария МГЛУ, участник клуба литкритиков «Что хотел сказать автор?» Отто Дубровский.
Биккина намеренно не указала ни страну, в которой происходит действие книги, ни национальности своих персонажей. «Перемещенных» отчаянно хочется привязать к актуальной и набрасывающейся на читателя из-за каждого угла новостной повестке — где бы мы ни находились, невозможно не помнить о сотнях тысяч людей, вынужденно сменивших свою локацию за последние годы. Однако кажется, что Санию Биккину волнует не столько сам процесс перемещения в пространстве, сколько куда более длительная «реабилитация» после него — приспособление к новым условиям и людям. Раскрывая и перемещение, и адаптацию через учеников средней школы, автор показывает непростой путь принятия — и обстоятельств, и себя в них, и окружающего пространства, населенного такими же как ты, только другими людьми», — считает обозреватель детской и подростковой литературы Лена Чернышева. В беседе с Forbes Young она пояснила, что возрастная маркировка и «детский» статус издательства, в котором вышли «Перемещенные», не должны сбивать с толку читателей. «Последние несколько лет ярко показали, что такие сдвиги внутренних тектонических плит с ощутимыми внешними последствиями — прерогатива отнюдь не только тинейджеров. Жизнь стремительно изменилась и не спросила у многих из нас дату рождения, что не могло не привести к разделению на «себя» и «их», «других», «не таких», — поясняет Чернышева.
По ее словам, многие из нас так или иначе находятся в статусе «перемещенных лиц» вне зависимости от масштаба изменений, и «в этом смысле книга, не давая рекомендаций, как жить дальше, «тут» или «там», настойчиво намекает, что нет и не должно быть никаких границ хотя бы между людьми, и разрушить их под силу каждому готовому протянуть руку помощи тем, кому сейчас непросто, — обнять и просто поговорить».
Forbes Young публикует отрывок из книги Сании Биккиной «Перемещенные».
Сижу на крыше в порту, стараюсь одновременно раскачивать кресло и ковырять ногой ковер. Как будто это единственное важное, чем я сейчас могу заняться. Почему все против меня? И Рая, и Роман? Против меня! У меня нет дома. Нет прошлого, нет ничего. Я столько всего пережила, сколько еще я должна терпеть? Где уже это обещанное облегчение, сколько еще времени ему нужно дать? Меня с головой накрывает волнами злости. Снова меня все предали и бросили. Снова никакого уважения. Снова одна. Совсем одна против всех. Все, что говорила Рая, — пафосная чушь. Попробовала бы она быть мной!
Обидно так, что хочется плакать, но не получается. Обида наливается красным цветом, уши горят, что-то обжигающе давит в груди. Руки комкают школьную рубашку. Обида шепчет: «Не возвращайся домой, пусть они все узнают… Тем более что и дома у тебя нет, и папа твой слишком занят, и друзей потеряла».