Беги, Роберт, беги! Лучшие фильмы Земекиса
Подготовил: Роман Дранников
26 ноября состоялся цифровой релиз нового фильма Роберта Земекиса «Тогда. Сейчас. Потом», в котором неутомимый голливудский экспериментатор с помощью своих старых знакомых со времен «Форреста Гампа» — Тома Хэнкса и Робин Райт — осваивает технологию real-time deepfake. По этому случаю «Сноб» решил вспомнить самые главные фильмы (и эксперименты) в карьере режиссера.
«Я хочу держать тебя за руку» (I Wanna Hold Your Hand) (1978)
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 90/100
Рейтинг пользователей на IMDb — 6,8/10
Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,6/10
Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,6/5
Старший товарищ молодого Бобби Земекиса — небезызвестный Стивен Спилберг — настолько верил в успех своего подопечного, что взял на себя весь риск и поручился за него перед боссами студии Universal, чтобы они дали начинающему режиссеру снять его полнометражный дебют. Беспроигрышный вариант, подумали голливудские толстосумы, мы в любом случае в выигрыше: если все пойдет хорошо, мы откроем нового талантливого режиссера, а если ноунейм не справится, работу за него доделает Спилберг. Снятая по сценарию университетского друга Земекиса Боба Гейла музыкальная комедия «Я хочу держать тебя за руку», рассказывающая о первом приезде The Beatles в США в 1964 году, с треском провалилась в прокате, хоть и получила весьма благосклонные отзывы критиков. Зато Земекис на долгие годы приобрел верных друзей и напарников в лице продюсера Спилберга и сценариста Гейла, в компании с которыми впоследствии создал все свои главные фильмы, включая трилогию «Назад в будущее». К тому же в своем полнометражном дебюте режиссер впервые применил свой излюбленный прием: встроил игровых персонажей в документальные съемки с участием исторических фигур и знаменитостей — на полную катушку в этом плане он оторвется в оскароносном «Форресте Гампе».
«После провала “Я хочу держать тебя за руку” я понял одну очень простую, но грустную вещь, — вспоминал режиссер позже. — Если ты сделал хороший фильм, это совершенно не значит, что его обязательно кто-нибудь захочет смотреть».
«Роман с камнем» (Romancing the Stone) (1984)
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 86/100
Рейтинг пользователей на IMDb — 6,9/10
Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 7,7/10
Рейтинг пользователей на Letterboxd — 3,4/5
За кассовым провалом «Я хочу держать тебя за руку» последовала еще серия неудач. Следующий фильм Земекиса — «Подержанные автомобили» с Куртом Расселом (1980) — ждала примерно такая же судьба. А после того, как военная комедия Стивена Спилберга «1941», снятая по сценарию Роберта Земекиса и Боба Гейла, принесла своим создателям лишь убытки, за друзьями закрепилась репутация неудачников, пишущих сценарии, которые нравятся специалистам из киноиндустрии, но совершенно не находят отклика у зрителей. Режиссер долгое время оставался без работы, пока судьба не подкинула ему очередной шанс в лице еще одного именитого обитателя голливудских холмов — Макла Дугласа, который отважился доверить ему постановку приключенческой комедии «Роман с камнем». Заранее скептически настроенные студийные боссы после тестового просмотра единодушно пришли к выводу, что «Роман с камнем» ничего хорошего в прокате не ждет, и поспешили поставить крест на карьере молодого режиссера. Целый год работы, которую Земекис провел над проектом фантастической комедии «Кокон», полетел в мусорную корзину: продюсеры в срочном порядке отозвали его со съемок. Каково же было их удивление, когда «Роман с камнем» стал большим кассовым хитом.
Экзотические похождения контрабандиста (Майкл Дуглас) и успешной писательницы-романистки (Кэтлин Тернер) по колумбийским джунглям пришлись по вкусу массовому зрителю. Фильм был номинирован на «Золотой глобус» и получил продолжение — «Жемчужина Нила» 1985 года. Дуэт Дугласа и Тернер настолько приглянулся зрителям, что с их участием была снята еще одна картина «Война супругов Роуз» (1989).
На съемках «Романа с камнем» Земекис познакомился с еще одним постоянным участником его команды — композитором Аланом Сильвестри, который стал автором музыки всех его последующих картин.
Трилогия «Назад в будущее» (Back to the Future) (1985–1990)
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes — 93/100
Рейтинг пользователей на IMDb — 8,5/10
Рейтинг пользователей на «Кинопоиске» — 8,6/10
Рейтинг пользователей на Letterboxd — 4,2/5
В те смутные времена, когда Земекис сидел без работы, он вместе со своим другом-сценаристом Бобом Гейлом безуспешно обивал пороги голливудских студий с предложением купить сценарий о подростке, который перемещается из современности в 1955 год на машине времени. По словам режиссера, он до сих пор хранит в своем архиве письма с отказом всех крупных студий брать в работу проект фильма «Назад в будущее». «Большинство студий считали наш сценарий слишком вялым для подросткового фильма, но только не “Дисней” — те нашли его чересчур забористым». К счастью, после успеха «Романа с камнем» у Земекиса появилась гораздо больше поклонников среди студийных боссов, и «Назад в будущее» дали зеленый свет.