Топ запрещенок 2024: чего не должно быть в современной рекламе
Маркетинг всегда был искусством балансировать на грани дозволенного, но сейчас эта грань становится все тоньше. В непростых политических и экономических условиях появляются ограничения на темы, которые раньше казались безопасными и даже трендовыми. Причем меняются не только юридические нормы, нарушение которых может обернуться для бизнеса штрафами, но и реакция аудитории на определенные образы и вопросы. При использовании в креативах информации такого рода, пиар-кампания в лучшем случае пройдет незамеченной, в худшем — спровоцирует шквал негативных реакций. Чего категорически не должно быть в современной рекламе, разобрался для Inc. креативный директор агентства «Лепота» Кир Павлюкевич.
Закон «О рекламе» вполне недвусмысленно обрисовывает то, что в креативах под запретом. Список длинный — тут и бранная лексика, и непристойные образы, и оскорбительные выражения, в том числе «в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка, государственных и религиозных символов, объектов культурного наследия». Также — никакой порнографии, призывов к насилию, жестокости и противоправным действиям, и ничего, что формировало бы негативное отношение к людям, которые рекламируемым товаром не пользуются.
Однако даже самые конкретные законы (в том числе — «О рекламе») порой могут интерпретироваться государством и бизнесом несколько по-разному — иначе новости о том, что ФАС возбудила очередное дело, не появлялись бы одна за другой.
Скрытый смысл
Из «классики» можно вспомнить почти хрестоматийную e-mail-рассылку из 2019 года от «Коли из Бургер Кинга», который «раздаст всем по E-баллам за кофе». Компания тогда заявила, что речь шла просто об электронных баллах. Челябинское УФАС же с этим утверждением не согласилось и оштрафовало компанию на 105 тыс. рублей с формулировкой: «Употребление в рекламе указанной буквы («Е») в совокупности со словом „баллы” в дательном падеже может создавать у потребителей ассоциации со словосочетанием, относящимся к обсценной лексике».
Также можно вспомнить кейсы «Альфа-банка». В 2020 году это был рэпер Моргенштерн* [Алишер Моргенштерн внесен Минюстом РФ в реестр физических лиц — «иностранных агентов» — прим.ред.] и его «Клип за 10 лямов», который ФАС сочла оскорбительным и непристойным, в частности, из-за откровенных нарядов «сотрудниц банка», демонстрации неприличных жестов, распития алкоголя в кадре. Также вопросы вызвала формулировка «лучший банк страны» и обращение к несовершеннолетним. Штраф составил 100 тыс. руб. (впоследствии банк безуспешно пытался его оспорить), а клип, тем временем, собрал более 20 млн просмотров на YouTube.
В 2023 году история повторилась. Вышел новый клип — на этот раз его выпустила на своем канале блогерша и певица INSTASAMKA. И опять — вопросы со стороны ФАС по поводу «спорных выражений» и «спорного образа обращения с деньгами — символом денежных знаков Банка России». Компании грозил штраф в 500 тыс. руб., однако в июле 2024 года дело закрыли, так как при проверке не было обнаружено нарушений.