Как палеонтология вдохновляла фантастов и ученых еще с XIX века

Наука и жизньНаука

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Жан Леопольд Николя Фредерик Кювье, известный как Жорж Кювье (1769—1832), французский барон, естествоиспытатель и натуралист, основоположник палеонтологии, в своём кабинете сравнительной анатомии. Портрет кисти Маттеуса Игнатиуса ван Бре. Конец XVIII века. Источник: commons.wikimedia.org

Бурное развитие наук в XIX веке способствовало появлению совершенно новых исследовательских направлений. В частности, были заложены основы палеонтологии, которая занимается изучением доисторического прошлого Земли и животных, на ней некогда обитавших. Благодаря её открытиям перед учёными и любознательными профанами предстали необычные миры, населённые причудливыми существами, среди которых попадались жутковатые монстры. Но что если отдельные из них сумели пережить глобальное вымирание и прячутся где-то на планете, вдали от людей? Фантасты немедленно воспользовались этой богатой сюжетообразующей идеей, остающейся популярной и поныне.

На неведомых дорожках

Любое существо после смерти разлагается и становится пищей для падальщиков; даже прочные кости со временем рассыпаются в пыль. Однако иногда останки могут оказаться под мощным слоем грунтовых пород (например, в результате вулканического извержения или оползня). И до них уже не могут добраться не только животные и насекомые, но даже бактерии. В таких случаях начинается процесс превращения тела в окаменелость (фоссилизация): вода, проникая сквозь породу, разрушает органический материал, но в тех же самых местах откладываются минералы — получается копия, состоящая из новых веществ, таких, например, как кремнезём.

Окаменелости встречались людям с давних пор, и ещё античные натурфилософы пришли к выводу, что это погибшие существа. Например, в VI веке до нашей эры греческий мыслитель Ксенофан Колофонский признавал, что некоторые ископаемые раковины — останки моллюсков, и использовал своё утверждение в качестве доказательства изменений земной поверхности: там, где сегодня суша, в прошлом был океан. Понятно, что обнаруженные окаменелости относились к видам моллюсков, которые очень похожи на современные, поэтому их легко было классифицировать.

Скелет плезиозавра, найденный Мэри Эннинг и подаренный Национальному музею естествознания в Париже. 1826 год. Иллюстрация из книги Жоржа Кювье «Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара». Источник: archive.org

В XVI веке европейские учёные начали активно собирать коллекции «ископаемых», причём предполагали, что это каменные объекты, которые сами собой растут в породах, хотя и напоминают формой некоторых существ. Однако со временем они стали признавать, что найденные окаменелости — фрагменты давно погибших растений и животных.

Основоположником палеонтологии считается натуралист Жорж Кювье, специализировавшийся на сравнительной анатомии. В первом же научном докладе «Записки о живых и ископаемых видах слонов» (Mémoire sur les espèces d’éléphans vivantes et fossiles), прочитанном в апреле 1796 года в Национальном институте наук и искусств Франции, он проанализировал останки индийских и африканских слонов, окаменелости мамонта и ископаемый скелет, известный в то время как «животное из Огайо» (animal de l’Ohio), позднее Кювье присвоил ему особое название — мастодонт. Он показал сходство этих животных, но поскольку мамонты и мастодонты отсутствовали в современной фауне, натуралист сделал вывод, что они принадлежат к «существам из мира, предшествовавшего нашему». Молодой учёный сформулировал ещё одну важную идею, которая легла в основу его теории: вымершие формы жизни погибли в результате череды катастрофических перемен («революций»).

Чем дальше Кювье изучал окаменелости, тем больше убеждался в верности сделанного умозаключения. В своих работах он описал птеродактиля, мозазавра, мегалозавра, ихтиозавра, плезиозавра и других доисторических существ, придя к верному выводу, что разнообразные «ящеры» долгое время господствовали на Земле.

Теория Кювье подробно изложена в его специальном труде «Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара» (Discours sur les révolutions de la surface du globe), впервые опубликованном в 1826 году. С позиций современной науки она выглядит весьма противоречиво. В частности, учёный отвергал идею происхождения одних биологических видов от других: «Если виды менялись постепенно, то мы должны были бы находить следы этих постепенных изменений... до сего времени этого не случилось». В таком случае, как одни виды вытесняют другие? Кювье отвечал на этот вопрос довольно образно. Допустим, мощный потоп накрывает Австралию, и все уникальные сумчатые животные, обитающие там, погибают. Допустим, та же масштабная катастрофа приводит к образованию полоски суши, соединяющей Австралию с Азией, — со временем по ней начнётся миграция слонов, носорогов, буйволов, лошадей, верблюдов, тигров и других азиатских четвероногих. «Если затем натуралист, хорошо изучив всю эту живущую природу, вздумает исследовать почву... то он найдёт остатки совершенно других животных». Таким образом, полагал Кювье, по месту положения окаменелостей можно определить территории, где господствовали те или иные виды перед катастрофами, приведшими к их полному вымиранию и замещению животными из других регионов.

Эволюционная теория происхождения видов путём естественного отбора, предложенная Чарльзом Дарвином в 1859 году, отвергала «катастрофизм» Кювье, однако некоторые мысли, высказанные французским натуралистом, оказались востребованы литераторами.

Допотопный мир

Поиск окаменелостей в XIX веке продолжался и расширялся. Большую известность, к примеру, получили образцы, найденные английской «охотницей» за ископаемыми Мэри Эннинг в окрестностях курортного городка Лайм-Риджис (графство Дорсет). Когда ей было всего двенадцать лет, она вместе со старшим братом Джозефом выкопала большой череп ихтиозавра, а затем и полный скелет. Торговля окаменелостями приносила неплохой доход, и Эннинг посвятила их поискам всю жизнь, получив известность среди палеонтологов. Помимо ихтиозавра ей удалось обнаружить скелеты плезиозавра, птерозавра, вымершей рыбы Squaloraja и других животных. На основе находок английский геолог Генри Томас де ла Беш нарисовал акварелью сцену из доисторической жизни «Древний Дорсет» (Duria Antiquior, 1830) — один из первых образчиков специфического направления в искусстве, через полтора века названного палеоартом. На картинке изображены исчезнувшие монстры в агрессивной схватке за существование. Работа де ла Беша пользовалась успехом, по ней сделали литографию, копии с которой печатались большими тиражами. Вымершие существа вдруг «ожили» в рисунках, что способствовало популяризации нового вида научной деятельности — палеонтологии.

В то же время биолог Ричард Оуэн, занимавшийся ископаемыми рептилиями, установил сходство между тремя видами вымерших животных, обнаруженных в Южной Англии: плотоядного мегалозавра, травоядного игуанодона и бронированного гилеозавра. В 1841 году он предложил выделить их в отдельный биологический подотряд под названием «динозавры» (от древнегреческого δεινός — «страшный» и σαῦρος — «ящер»). Мир огромных пресмыкающихся, которые, согласно Кювье, погибли в результате какого-то глобального катаклизма (возможно, библейского Потопа), захватил воображение публики. Оуэн всячески подогревал этот интерес и внёс свой вклад в палеоарт тем, что в начале 1850-х годов помог художнику Бенджамину Хокинсу изготовить полноразмерные бетонные скульптуры динозавров для Хрустального дворца в лондонском Гайд-парке.

«Duria Antiquior» — акварельный рисунок Генри Томаса де ла Беша, изображающий жизнь в древнем Дорсете на основе окаменелостей, найденных Мэри Эннинг. 1830 год. Из коллекции Национального музея в Кардиффе, Великобритания. Источник: sedgwickmuseum.org

Европейские фантасты второй половины XIX века видели одной из своих задач популяризацию современных научных открытий. И, конечно, они не могли обойти вниманием интригующие достижения палеонтологии.

Первым значимым текстом, открывающим новую тему в прозе, стал роман «Путешествие к центру Земли» (Voyage au centre de la Terre) признанного мастера приключенческой литературы Жюля Верна, опубликованный в ноябре 1864 года. Через три года писатель доработал его, дополнив свежими палеонтологическими сведениями. Верн явно вдохновлялся работами Кювье, поскольку в тексте часто упоминает его имя. Кроме того, под рукой у Верна была книга естествоиспытателя Луи Фигье «Земля до Потопа» (La terre avant le déluge, 1863), из которой он позаимствовал терминологию, космогонические представления и некоторые численные данные.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция Как справляться с телесным дискомфортом при тревоге и других неприятных эмоциях: пошаговая инструкция

Фрагмент из книги «Я и мои эмоции» Хесус Ларринага

Psychologies
БИНТИ БИНТИ

Древние термитники, умный ремень безопасности и секрет меха белого медведя

Наука и жизнь
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
AI: сложности восприятия AI: сложности восприятия

Взгляд на ИИ как на инструмент, который формирует наше настоящее и будущее

Вокруг света
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них 10 вредных пищевых привычек: как поймать себя на них

Пищевое поведение, которое может нанести ощутимый вред здоровью

Psychologies
Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени Саундтрек «Пингвина»: какая музыка звучит и что она символизирует в сериальном хите этой осени

Разбор саундтрека «Пингвина»: главные элементы его музыкальной составляющей

СНОБ
Между искусством и фейком Между искусством и фейком

10 эпизодов сюр(реализм)а в моде

Weekend
15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят 15 витаминов и добавок, о которых не зря все говорят

Азбука красоты от А (аминокислоты) до Я (янтарная кислота)

VOICE
Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник Опасный аксессуар: нужно ли в доме снимать с собаки ошейник

Так ли необходим ошейник на собаке в четырех стенах?

ТехИнсайдер
Русская течь: как быть с защитой персональных данных Русская течь: как быть с защитой персональных данных

Не поздно ли плакать по утекшим данным и есть ли шансы перекрыть кран утечкам

Forbes
3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа» 3 признака того, что у вас с партнером «синдром соседа»

Как понять, что вы больше не любовники, а просто сожители?

Psychologies
Власть безумия и безумие власти Власть безумия и безумие власти

Русское юродство как сюрреализм до сюрреализма

Weekend
Почему нельзя покупать франшизу без спроса Почему нельзя покупать франшизу без спроса

Опрос действующих франчайзи бренда — один из обязательных этапов выбора франшизы

Forbes
Золотой голос Золотой голос

Оперная певица Екатерина Смолина — о непростом творческом пути

Отдых в России
Цвет и его имя Цвет и его имя

В каком порядке народы приобретали чувствительность к цветам спектра?

Знание – сила
Снижают самооценку и вызывают фобии: как фильмы и сериалы заставляют нас чувствовать себя неудачниками Снижают самооценку и вызывают фобии: как фильмы и сериалы заставляют нас чувствовать себя неудачниками

Почему фильмы и сериалы на самом деле довольно сильно влияют на нас

Psychologies
«Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах «Принудительные танцы — вид харассмента»: правила этикета на корпоративах

Как с элегантностью и честью пережить новогодние корпоративы

РБК
Город солнца Город солнца

Самые яркие локации столицы солнечной Мордовии — Саранска

Лиза
Стать автором семейного проекта Стать автором семейного проекта

Как стать менеджером своего семейного проекта и настроить связи с родственниками

Psychologies
Банкир миллиардеров Банкир миллиардеров

Как Эдмонд Сафра стал легендой в мире private banking

Деньги
«Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды «Быть женщиной в итальянском бизнесе проще»: как бренды сочетают традиции и тренды

Почему устойчивое развитие — важный аспект для любого модного производства

Forbes
Не надо паники! Не надо паники!

В чем причины панической атаки и как остановить мучительный приступ

Лиза
Болотный хлопок Болотный хлопок

Пушица — растение с мягким пушком, которое растёт на болотах

Наука и жизнь
Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей Темная сторона силы: что скрывается за успехом ярких предпринимателей

За историей успешного предпринимателя стоят не только визионерские прозрения

Forbes
«СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли» «СПбГУ научил четко и ясно доносить свои мысли»

Гендиректор «Бронка групп» о том, какие ценные навыки получил в alma mater

Санкт-Петербургский университет
8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам) 8 профессий, которые нормально освоить мужчине (вопреки стереотипам)

«Женские» профессии, которые становятся все более актуальными и подойдут мужчине

Maxim
Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай» Роман Мадянов: «В моей жизни все решал Его величество господин великий случай»

Люди меня встречают и в большинстве случаев просят: «Можно пожать вашу руку?»

Коллекция. Караван историй
Палеоиндейцы изготовили иглы из костей пушных животных Палеоиндейцы изготовили иглы из костей пушных животных

Ученые выяснили, из костей каких животных изготавливали иглы палеоиндейцы

N+1
Открыть в приложении