От нефтеразведки до торговли: как российские компании применяют нейросети
Одна из актуальных задач для российского бизнеса сегодня — внедрение искусственного интеллекта. Четверть крупных компаний уже используют эту технологию, а к 2030 году ожидается, что их число вырастет до 95%. В каких сферах применяют ИИ и каких результатов удалось добиться, разобрались для Inc. эксперты «Сбер Бизнес Софт».
Нейросетевые технологии выполняют огромный спектр задач, успешно заменяя человека. Россия входит в топ-10 стран по применению ИИ в приоритетных отраслях экономики, средний уровень внедрения составляет 31,5%. Дальше искусственным интеллектом станет пользоваться все больше организаций.
Зачем ИИ бизнесу?
Компаниям доступны самые разные варианты применения ИИ-решений: интеллектуальный анализ данных, машинное зрение, обработка естественного языка, речевая аналитика, предиктивные модели. Особую роль занимает генеративный ИИ — свыше 20% компаний используют его для создания видео, текстов и изображений. По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, умные технологии трансформируют почти все секторы экономики.
Согласно данным «Национального центра развития искусственного интеллекта» (НЦРИИ), за первую половину 2024 года возросло число кейсов применения ИИ в промышленности, торговле, транспортной отрасли и информационных коммуникациях. Медленнее всего внедрение происходит в сельском хозяйстве, строительстве и сфере образования. Однако ключевые отрасли экономики так или иначе используют или планируют использовать ИИ в ближайшие 2-3 года.
Нейросетям поручают как рутинные задачи, так и работу, требующую больших вычислительных мощностей — в некоторых случаях человек просто не способен их выполнить. С помощью умных технологий компании решают как типовые, так и специфические задачи. Вот несколько примеров применения ИИ в разных отраслях российской экономики.
Улучшить коммуникацию с клиентами
Уровень внедрения ИИ в сфере строительства составляет 27,6% — это отрасль с наиболее ощутимым эффектом от использования технологии. Умные технологии ускоряют деловые процессы на 10-25% и подходят для рутинных задач — написания текстов, генерации и колористических решений и создания моделей для предпроектной аналитики.
Один из примеров в этой сфере — компания «ЭНКО», крупнейший девелопер Тюменской области. Она использовала платформу речевой аналитики Voice AI для оценки качества работы сотрудников колл-центров. Платформа на основе технологии обработки естественного языка (Natural Language Processing) понимает речь так же, как люди. Она может анализировать как телефонные разговоры, которые ведут менеджеры с клиентами, так и переписки в чатах. Такая система составляет отчет по каждому диалогу, чтобы определить, соответствует ли разговор принятым в компании стандартам качества.
Также Voice AI фиксирует эмоции клиентов: сразу понятно, доволен человек сервисом или нет. На основе этой информации можно посмотреть, у кого из операторов низкий рейтинг, в чем заключаются сложности в коммуникации и принять меры. Например, направить сотрудника на обучение.