Искусство правого поворота в венском музее

WeekendКультура

Бидермейер нашего времени

Искусство правого поворота в венском музее

Текст: Анна Толстова

Леопольд Штёбер. «Молодой художник с семьей», 1827. Фото: © LIECHTENSTEIN. The Princely Collections, Vaduz–Vienna

В Музее Леопольда в столице Австрии последние дни работает выставка «Бидермейер. Переходная эпоха», представляющая австрийский взгляд на искусство периода реакции и консервативного поворота в культуре после Наполеоновских войн. Взгляд вышел благодушным и даже ностальгическим, хотя культурная ситуация времен бидермейера выглядит вполне современно.

Бывают художественные эпохи, начала и концы которых настолько размыты, что историки искусства не устают ломать копья в спорах, что можно и что категорически нельзя к ним относить. Бидермейер — совсем другое дело, здесь по поводу датировок существует определенный консенсус: эпоха начинается Венским конгрессом (сентябрь 1814-го — июнь 1815-го) и заканчивается волной европейских революций 1848–1849 годов. То есть в прологе бидермейера — Наполеон на Эльбе, Ватерлоо и «Гвардия умирает, но не сдается», в финале — Вагнер на баррикадах Дрездена, а между грозовым вступлением и бурной кодой — тридцатилетие относительного затишья и, пусть и временной, идиллии.

Бидермейер — это перебесившийся романтизм, довольный сам собой, своим обедом и женой. Это искусство реакции, консерватизма, правого поворота, отказа от революционных безумств и обращения к традиционным ценностям.

И неслучайно сегодняшний Евросоюз, в странах которого побеждают на выборах правые партии, охватила эпидемия выставок бидермейера, представляющих различные национальные версии этого панъевропейского стиля.

Выставка «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда, например, открылась вскоре по завершении экспозиции «Стиль жизни бидермейер. Искусство и буржуазия в Венгрии XIX века» в Венгерской национальной галерее. Неудивительно, что ряд произведений переместился из Будапешта в Вену: набор художников в обоих случаях почти совпадает — по крайней мере, крупнейшие мастера бидермейера, Фердинанд Георг Вальдмюллер и Йозеф Данхаузер, играют первые роли в обеих историях искусства, австрийской и венгерской. Казалось бы, Вена и Будапешт — который в первой половине XIX века был тремя разными городами, Пештом, Будой и Обудой,— должны одинаково смотреть на эпоху как представители одного государственного и культурного пространства, но выставки у них получились совершенно непохожие: будапештская была про сплочение нации и подготовку к национально-освободительной революции, венская вышла про последний золотой век империи.

Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein
Экспозиция выставки «Бидермейер. Переходная эпоха» в Музее Леопольда в Вене. Фото: © Leopold Museum, Vienna, Photo: Leni Deinhardstein

Первое, что видит зритель в Леопольде,— оживленный уголок Милана кисти Анджело Инганни. Дамы и господа чинно прогуливаются по площади, беседуя друг с другом; нарядная особа высокомерно взирает на пешеходов из пролетки; кавалеры в военном и штатском поджидают кого-то, равнодушно отворачиваясь от калеки на паперти; прислуга торгуется, закупая провизию; продавец дешевых эстампов выставил свой товар, но привлек внимание лишь одного ротозея; фонарщик взбирается по приставной лесенке, чтобы зажечь фонарь; трубочисты бредут восвояси, публика почище их сторонится; денди во фригийском колпаке задумчиво курит трубку, замышляя нечто якобинское, преданный пес глядит на него с обожанием — собак полно, домашних и бродячих. Город живет своей будничной жизнью — глаз скачет от одной уличной сценки к другой, благо все можно рассмотреть в мельчайших деталях, ведь это живая, хотя в то же время немного оцепенелая и неподвижная жизнь.

Картина написана в 1838 году, слово «фотография» будет произнесено год спустя — бидермейер совпадает с эпохой ранней фотографии, и в этой живописи есть та же странная застылость, будто от долгой выдержки. Лишь по фрагменту одного архитектурного шедевра мы догадаемся, что главным героем является Миланский собор — часть его фасада видна со стороны Коперто деи Фиджини, ренессансной торговой галереи, знаменитой, в частности, тем, что там открылось первое в Милане кафе, где подавали кампари,— ее снесли, чтобы расширить соборную площадь при Викторе Эммануиле II.

Анджело Инганни. «Вид на миланскую Соборную площадь с Коперто деи Фиджини», 1838. Фото: © Milano, Palazzo Morando | Costume Moda Immagine

Миланский пейзаж кисти Инганни — типичная картина бидермейера: европейский город больше не хочет быть торжественной архитектурной декорацией и позировать для парадной ведуты, он превращается в комфортную среду обитания, обжитую и почти по-домашнему уютную комнату. Уют и комфорт — ключевые слова эпохи, способствовавшей много к украшению и похорошению европейских столиц: наводятся мосты, прокладываются тротуары, асфальт теснит брусчатку, правда, не в Вене, улицы которой, по ехидному замечанию Карла Крауса, вымощены культурой, тогда как в других городах предпочитают асфальт. Впрочем, миланская картина имеет не только урбанистический, но и геополитический подтекст.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни» «Теперь лето, и прелестное лето, и я ошалеваю от радости плотской жизни»

Великие о том, как они проводили каникулы

Weekend
Открывая континент Открывая континент

Как успешно коммуницировать с южными партнерами, чтобы избежать неловкости

СНОБ
Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников Холсты за миллионы долларов: самые дорогие картины отечественных художников

О самых дорогих картинах, вышедших из под кистей российских мэтров живописи

ТехИнсайдер
Контуры постсанкционного мира Контуры постсанкционного мира

Можно ли возобновить энергетическое сотрудничество России и США

Монокль
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Слово о погибели земли русской Слово о погибели земли русской

План общемонгольского Западного похода был утверждён на курултае 1235 года

Дилетант
Как «Союзмультфильм» продвигает классику советской анимации у нового поколения Как «Союзмультфильм» продвигает классику советской анимации у нового поколения

Несколько ярких кейсов популяризации героев «Союзмультфильм»

Inc.
Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

Ведомости
Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино

Творческий путь Луки Гуаданьино: о главных его работах

Правила жизни
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Почему в некоторых озерах вода розового цвета? Почему в некоторых озерах вода розового цвета?

Почему по всему миру можно найти розовые озера?

ТехИнсайдер
Ваши документы! Ваши документы!

Что нужно всегда носить с собой, кроме паспорта, и как действовать в случае ЧП

Лиза
Варя Семак Варя Семак

Зин по сверхновому искусству Петербурга от художницы Вари Семак

Собака.ru
Показывают то, что скрыто Показывают то, что скрыто

Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

Weekend
Взгляд извне Взгляд извне

Кристина Кретова о гастролях в Китае и о восприятии русского балета

СНОБ
Все фильмы только о любви Все фильмы только о любви

Самые яркие новые фильмы посвящены делам сердечным

Weekend
Отложенное сжижение Отложенное сжижение

Почему откладывается запуск СПГ-завода «Новатэка» в Мурманске

Ведомости
Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос Чтобы изучать Вселенную, надо выходить в космос

Институт астрономии РАН запустит УФ-обсерваторию и создаст лунную базу

Наука и жизнь
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
«Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич» «Так ты „Опель“ или нет?» Три загадки самого первого автомобиля «Москвич»

История знаменитой модели «Москвич-400» полна парадоксов и вопросов

ТехИнсайдер
Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать Почему скрипят тормоза у машины и что с этим делать

Почему возникает скрип тормозов и когда он действительно требует внимания

РБК
ФНБ лег на депозит ФНБ лег на депозит

Чем обусловлен в последние годы рост средств ФНБ на депозитах?

Ведомости
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Жива Курба — живи, Казанский храм! Жива Курба — живи, Казанский храм!

История спасения из руин Казанского храма в ярославском селе Курба

Монокль
«История Сопротивления во Франции: 1940-1944» «История Сопротивления во Франции: 1940-1944»

Как немцы выслеживали участников подполья во время Сопротивления во Франции

N+1
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Невидимая опасность Невидимая опасность

Что делать, чтобы не подхватить грибок?

Лиза
Открыть в приложении