Крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике

ВедомостиРепортаж

Сергей Батехин: Контролировать не всегда хорошо

Екатерина Кинякина, Екатерина Литова
вт. 5.08.2025

Фото: пресс-служба «Интерроса»

На фоне санкционного давления, высокой ключевой ставки и ускоренной цифровизации крупные российские инвестгруппы вынуждены переосмыслять свою роль в экономике. В этих условиях холдинг «Интеррос», который всегда ассоциировался прежде всего с добывающей промышленностью, трансформировался в гибкую экосистему, состоящую из финансовых активов, цифровых платформ и туристических объектов. В интервью «Ведомостям» генеральный директор «Интерроса» Сергей Батехин объясняет, почему холдинг сознательно избегает контролирующего участия в проектах, как выстраивает партнерства между такими разными бизнесами, как банк «Точка» и «Яндекс», и зачем инвестирует миллиарды в ИИ и 5G.

– Сейчас в российском бизнесе сформировалось довольно много экосистем – как банковских, так и небанковских. Маркетплейсы, «Яндекс» – все выстраивают вокруг себя экосистемы сервисов. Что представляет собой технологическая экосистема «Интерроса»?

– «Интеррос» с самого начала строился как многопрофильная инвестиционная компания. Нам 35 лет, и все это время мы стремились диверсифицировать бизнес – это классическая логика управления рисками: разные секторы экономики проходят через разные циклы. Поэтому, инвестируя в горнодобычу, финтех, туризм, маркетплейсы, медиа, мы создаем устойчивую экосистему.

Сейчас наша цель – не просто инвестировать в отдельные компании, а находить между ними точки синергии. Многие из наших активов сами по себе уже являются экосистемами – например, «Точка» и «Т-технологии». Но для нас важно, чтобы эти бизнесы не просто сосуществовали, а дополняли друг друга. Простой пример – Т-банк предоставляет кредиты клиентам «Точки» через кредитную платформу «Точка». «Точка» могла бы делать это сама, но благодаря партнерству обеим компаниям получается экономить время и предоставить клиентам нужные им продукты.

Наша задача как инвестора – создавать такие связи между компаниями, чтобы они усиливали друг друга. Это особенно важно в конкурентных отраслях, где скорость выхода на рынок критична. Мы ни в одном из наших активов не являемся контролирующим акционером. Мы везде большой, но миноритарный акционер. Это наша философия, которая вырабатывалась много лет. Почему? Потому что мы считаем, что контролировать – это не всегда хорошо и не всегда правильно. Когда ты контролируешь, появляется желание «порулить». Мы пришли к выводу, что эта система не всегда эффективная.

Вы представляете набор активов, компании, куда мы инвестируем? Всем этим многообразием управляет 120 человек. Если сравнить с другими большими холдингами, то 120 – это очень мало, поверьте мне.

– Если у вас нет контроля, то решения могут приниматься очень долго. Как вы аргументируете свою позицию?

– Взаимоуважение и разделение стратегических целей с командами компаний – ключевые условия. Если, например, мы считаем, что развитие искусственного интеллекта (ИИ) критически важно, то предлагаем нашим партнерским компаниям использовать наработки, которые уже есть у нас. Простой пример – Т-банк и его технологии борьбы с телефонным мошенничеством. Мы уверены в своем ИИ: если звонок от мошенника – он не дойдет до клиента. И если продукт работает эффективно, то логично предлагать его другим компаниям в экосистеме, чтобы не тратить ресурсы на создание дубликатов.

Но навязать мы ничего не можем – мы не контролирующие акционеры. Мы договариваемся. Если другая команда решит разрабатывать свое решение, потратит на это год и десятки миллионов – это их выбор.

Почему не всегда получается договориться? Во-первых, амбиции. Современные компании сильно отличаются от «традиционных» – в них культура построена снизу вверх, с горизонтальной структурой и высоким уровнем автономии. Это делает команды устойчивыми, но менее склонными к внешним советам: каждая считает себя самодостаточной.

Вторая проблема – данные. Сегодня данные – это актив. И например, «Яндекс» не будет делиться ими даже с дружественными компаниями, как «Точка» или «Т-технологии». Наша роль – выстраивать доверие и прозрачные правила. Мы становимся своего рода гарантом, чтобы, если компании договорились о чем-то, эти правила соблюдались, даже если их сложно зафиксировать формально.

– Получается, у «Интерроса» роль медиатора.

– Мы не просто финансовый инвестор. Наша цель – не только заработать на норме прибыли, но и вложиться туда, где мы видим стратегическую ценность и можем принести знания. Поэтому, заходя в проект вроде «Т-технологий», мы не диктуем сверху, а сначала разбираемся в их стратегии и видении.

Если, например, «Т-технологии» планируют развивать маркетплейс, мы говорим: ребята, посмотрите – у «Яндекса» уже есть подобное решение. Может, есть смысл не дублировать, а объединить усилия, ведь «Яндекс» сейчас уступает основным маркетплейсам.

Поэтому мы поднимаем вопрос: можно ли сделать что-то совместно? Мы не даем указаний – мы задаем направление для разговора. Команды начинают обсуждать и, если видят смысл, сотрудничают. Если нет, это их выбор. Мы уважаем автономию и не вмешиваемся в операционные решения.

«Будущее – за цифровыми сервисами»

– Можно ли говорить о том, что ваше совместное с «Т-технологиями» предприятие, созданное на базе «Каталитик пипл», вложилось в «Яндекс» для достижения синергии бизнесов?

– Хороший вопрос. Приведу пример. В 2013 г. мы продали Росбанк – тогда это был классический банк, и дальнейшие инвестиции в традиционную банковскую модель не входили в нашу стратегию. Мы сосредоточились на цифровых продуктах, IT и маркетплейсах. Покупать банк мы больше не планировали.

Однако после начала специальной военной операции Societe Generale обратился к нам с просьбой вернуть Росбанк в российскую юрисдикцию. История имела не столько бизнесовый, сколько личный характер, и мы банк купили. Поскольку он не вписывался в стратегию группы, в итоге акционеры решили объединить его с Т-банком.

Почему так? Потому что будущее – за цифровыми сервисами. Мы считаем, что банк – это уже не финальная точка, а инфраструктура, на которой строятся технологии. Росбанк оставался классическим банком с отделениями, Т-банк же – цифровая экосистема. Поэтому мы закрыли физическую инфраструктуру и перенесли активы и полезные компетенции в Т-банк.

В результате Т-банк получил капитал – он стал вторым частным банком в стране после Альфа-банка, – а также усилился в направлениях, которых у него раньше не было: автокредитовании, корпоративном бизнесе. Все это органично встроилось в существующую модель. При этом эффективность осталась высокой – Т-банк применил свои подходы и повысил доходность на капитал в тех сегментах, где раньше Росбанк зарабатывал меньше.

Кроме того, в старом Росбанке не была решена даже базовая IT-интеграция – за 10 лет платформы внутри банка так и не стали едиными. Мы полностью перешли на платформу Т-банка, устранив технологическую неэффективность.

Но важно понимать: это один тип интеграции. Есть и другой – как с «Точкой». Это уникальный банк для малого и среднего бизнеса. Мы его не интегрировали в Т-банк, потому что ценим его особую культуру. У Т-банка и «Точки» разные модели, разная аудитория, разный стиль управления. И наша задача – не «поглотить», а создать партнерство.

Еще один пример. «Точка» – один из крупнейших сервисов по обслуживанию селлеров на маркетплейсах и бизнесов розничной торговли. «Яндекс» – естественный партнер, с кем они много лет работают, так как обладает и маркетплейсом, и рекламными сервисами, и т. д.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Серебро заблестело на солнце Серебро заблестело на солнце

Рост спроса в зеленой энергетике увеличит дефицит металла на мировом рынке

Ведомости
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Алексей Решетун: «Жить – значит быть внимательным к себе и другим» Алексей Решетун: «Жить – значит быть внимательным к себе и другим»

Судебно-медицинский эксперт Алексей Решетун – о владении приёмами первой помощи

Здоровье
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Переходи на зеленый Переходи на зеленый

Мода на экосексуальность и привычки, полезные для тебя и для природы

Лиза
Меняться и менять Меняться и менять

Каким должен быть лидер в наше нестабильное время

Men Today
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне Алексей Смертин: Трактор на поле, философ в пустыне

Алексей Смертин пробежал ультрамарафон по Сахаре

Men Today
Мост – это мир со своими законами Мост – это мир со своими законами

Наш сегодняшний разговор – не о фантастике, а о фантастических мостах

Знание – сила
Облачный сервис Облачный сервис

Культурист Сергей Бойцов и его заоблачный достижения

Men Today
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива» С любовью к русской песне, фолк-группа «Красива»

О силе традиций, народной музыке, женской дружбе и не только – в нашем интервью

Лиза
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
«Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров «Хотеть пять звезд, спа и три ресторана — это не стратегия». Президент Cosmos Hotel Group — об ошибках начинающих отельеров

Каких ошибок следует избегать отельеру и почему за малыми городами будущее?

Inc.
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели Терапия бездельем: что такое бедроттинг и почему зумеры полюбили валяться в постели

Bed rotting: обычная лень или способ восстановить силы?

Forbes
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно Эти ошибки допускают все, и только 35% людей пользуются беспроводными наушниками правильно

Ошибки, которые ухудшают качество звука и срок службы наушников

ТехИнсайдер
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Нефть, газ и будущее Нефть, газ и будущее

Стремление заглянуть в будущее — неотъемлемая часть человеческой натуры.

Ведомости
«Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ «Жизнь на каторге несладка»: мемуары женщин, которые прошли через ГУЛАГ

Forbes Woman рассказывает о пяти книгах женщин — заключенных сталинских лагерей

Forbes
Звезда не родилась Звезда не родилась

Почему планета Голливуд больше не может создавать кумиров

Men Today
Быстрые и буйные Быстрые и буйные

Как фристайл-мотокросс появился в России?

Men Today
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
Открыть в приложении