Целиком и полностью: гид по творчеству Луки Гуаданьино

Последние годы о Гуаданьино стали говорить все чаще. Удивляться тут, впрочем, нечему: только в 2024-м он выпустил два фильма — жутко модных «Претендентов» и мрачный «Квир» с Дэниэлом Крэйгом. Анонсы будущих проектов впечатляют не меньше: совсем скоро на Венецианском кинофестивале покажут «После охоты» с Джулией Робертс; еще Гуаданьино должен снять ремейк культового «Американского психопата». Сейчас же постановщик вовсю работает над «Искусственным» — фильмом про создателя OpenAl, в котором снимается Юра Борисов. Большинству имя Гуаданьино знакомо по фильму «Назови меня своим именем» — тому самому, который сделал звездой Тимоти Шаламе. Но его карьера началась еще задолго до 2017-го. Сначала это было артхаусное, местами неровное кино. К 2010-м Гуаданьино заработал репутацию автора фильмов о ярких, мучительных чувствах, где страсть может быть мимолетной, но боль от потери — длиться всю жизнь. По случаю дня рождения режиссера разбираем его творческий путь и рассказываем о главных работах.
Лука Гуаданьино родился в 1971 году в Палермо, но раннее детство провел в Эфиопии. Отчасти поэтому сам он не всегда причисляет себя к итальянским режиссерам. К тому же его мать — алжирка, а отец — сицилиец. По словам Гуаданьино, в его ДНК заложена «идея о том, что место, где я нахожусь, не совсем соответствует моему происхождению». Неудивительно, что он отмечает: «Каждый из моих персонажей — изгой». Отчуждение Гуаданьино пришлось испытать на собственном опыте, вернувшись в Италию из Эфиопии. В родной стране его долго воспринимали как чужака — во многом из-за смуглой кожи, унаследованной от матери. Но, как и многие «чужие» до него, Гуаданьино нашел утешение в кино. В четыре года он посмотрел «Лоуренса Аравийского», в девять лет — «Психо» Альфреда Хичкока. И вскоре начал говорить взрослым, что хочет стать режиссером. Отец-педагог, правда, надеялся, что сын пойдет по его стопам, но мать поддержала увлечение Луки и подарила ему камеру Super 8. В подростковом возрасте хобби переросло во что-то более серьезное: Гуаданьино посмотрел «Суспирию» Дарио Ардженто, увлекся Бергманом и перечитал биографии других великих режиссеров. Учиться, правда, пошел на литературный факультет, но диссертацию посвятил Джонатану Демме, который снял, например, «Молчание ягнят». В университете он начал налаживать контакты с кинематографистами и на одном из званых ужинов спросил, стоит ли идти в киношколу. Режиссер Жан-Мари Штрауб ответил: не стоит. Гуаданьино прислушался — и не пошел. Вскоре после окончания учебы он впервые увидел на экране Тильду Суинтон — в фильме «Караваджо» (1986). Позже их с актрисой свяжет многолетнее творческое сотрудничество. Но обо всем по порядку.
Начало карьеры
В 1999 году вышли «Протагонисты» — дебютный полнометражный фильм Гуаданьино. Это экспериментальное, неровное, местами почти невыносимое кино, в котором, впрочем, уже можно разглядеть авторские интонации будущего мастера. Сюжет разворачивается вокруг актрисы (Тильда Суинтон), участницы итальянской съемочной группы, исследующей реальную историю жестокого и беспричинного убийства. Фильм балансирует между документалистикой, театральной постановкой и художественным вымыслом. Его трудно отнести к какому-либо жанру и еще труднее порекомендовать — разве что тем, кто хочет ознакомиться с фильмографией режиссера полноценно. В «Протагонистах» Гуаданьино еще только разминается: это что-то вроде пробы пера, но, если сравнить со следующим фильмом, вполне даже удачной.

О второй полнометражной работе Гуаданьино — картине «Мелисса: интимный дневник» (2005) — говорить много не хочется. В свое время фильм — экранизация бестселлера «Расчеши волосы сто раз перед сном» — стал кассовым хитом в Италии. Но сама работа над картиной обернулась для Гуаданьино, по его же словам, «травматическим» опытом. Это драмеди о сексуальном пробуждении 14-летней девочки, которое вряд ли можно досмотреть до конца без всепоглощающего чувства неловкости.