«История Сопротивления во Франции: 1940-1944»
Как немцы выслеживали участников подполья

В мае 1940 года немецкие войска вторглись на территорию Франции, а уже в июне, несмотря на упорное сопротивление, французы капитулировали. После этого большая часть страны перешла под управление Германии. В книге «История Сопротивления во Франции: 1940–1944» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Юлей Гусевой, историки Себастьен Альбертелли, Жюльен Блан и Лоран Дузу рассказывают о практиках и социальных связях внутри подпольного антифашистского движения, которое возникло сразу же после немецкой оккупации, но вплоть до 1944 года оставалось делом меньшинства. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как полиция боролась с участниками Сопротивления.
Профессиональные полицейские против подпольщиков
Борьба репрессивных органов с подпольщиками была заведомо неравной. Участников Сопротивления преследовали опытные профессионалы, использовавшие проверенные технические средства.
Остановимся подробнее на двух методах, которые нанесли подполью наибольший урон: слежке и внедрении агентов-провокаторов. Слежка — «наружка» на полицейском сленге — была излюбленным занятием французской полиции, в которой она достигла совершенства. Она сыграла большую роль в операции, которую в январе 1943 года организовали специальные бригады префектуры полиции против коммунистов из ФТП-ТИ (Франтиреры и партизаны — трудящиеся-иммигранты) Парижского региона. Сначала полицейские установили наблюдение за несколькими активистами молодежных групп еврейской секции организации, которых выявили благодаря женщине-информатору. Детективы отслеживали каждый контакт лиц, за которыми велось наблюдение, составляли их «профиль», а главное, устанавливали «адреса», то есть те места, где могли в нужный момент их найти. 18 февраля операция вступила в решающую фазу. Три дня спустя полиции удалось выследить Анри Красуцкого, в свои 18 лет руководившего всеми молодежными организациями еврейской секции Парижского региона, и обнаружить его явочную квартиру на улице Станислава Менье в ХХ округе столицы. В последующие две недели было установлено наблюдение еще за 26 активистами. На этом этапе предпочтение отдавалось именно слежке, полицейские получили приказ не вмешиваться, даже если им станет известно о готовящемся покушении, в том числе на оккупантов. Наблюдение следовало продолжать до тех пор, пока его жертвы не заподозрят неладное и не попытаются сменить привычки и явки. Первая волна арестов началась 23 мая с самого Красуцкого. Всего было схвачено 57 активистов еврейской секции, в большинстве своем молодежных лидеров. Однако некоторых из них оставили на свободе в расчете на то, что они возобновят прежние связи, что послужит отправной точкой для новой операции.
Немцы, со своей стороны, активно использовали агентов-провокаторов. Абвер и ЗиПо-СД засылали в организации Сопротивления своих лазутчиков на содержании, которых называли V-Männer (Vertrauen Männer), то есть «доверенными людьми». Чем дольше эти последние действовали в подполье — а некоторые присоединились к нему еще в 1940 году, — тем бóльшим доверием пользовались в организациях. Показателен пример Анри Дюпре, профессионала двойной игры. Уже во время Гражданской войны в Испании этот ветеран Первой мировой и подрядчик общественных работ шпионил за республиканцами на итальянцев и националистов