В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

МонокльКультура

Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни остается редким примером художника, который не только прошел через все стилистические повороты второй половины XX века, но и сумел остаться актуальным в веке XXI. К тому же он самый дорогой из ныне живущих живописцев

Дарья Сорокина

«A bigger interior with blue terrace and garden». Дэвид Хокни на своей выставке

Фигуративными портретами, натюрмортами и пейзажами сельской местности, тем более созданными на экране айпада, сегодня вряд ли можно кого-то поразить. Казалось бы, подобные сюжеты — давно привычная часть музейных залов, частных коллекций и лент социальных сетей. Но Дэвид Хокни каким-то образом вновь и вновь опровергает этот скепсис. Он умудряется придавать классическим жанрам свежесть и убедительность, заставляя зрителя задерживаться перед его работами дольше, чем перед многими признанными шедеврами.

При этом он остается одним из самых узнаваемых и востребованных художников современности: его полотна устанавливают рекорды на аукционах, а выставки следуют одна за другой, заполняя залы ведущих музеев мира — от Лондона и Парижа до Лос-Анджелеса и Токио. В чем же секрет этого феномена? Действительно ли Хокни можно считать одним из величайших художников нашего времени или его популярность — удачное совпадение таланта, харизмы и умения работать с медиа? И наконец, каким образом изображение бассейнов превратилось в символ художественного успеха, понятный как критикам, так и самой широкой публике?

Четверть века с классиком

До конца этого лета в парижском Фонде Луи Вюиттона проходит масштабная ретроспектива, посвященная 25 последним годам творчества Дэвида Хокни. Несмотря на то что здание фонда скрыто в глубине Булонского леса, вдали от привычных туристических маршрутов и суеты центра Парижа, попасть туда — испытание. Очереди у входа и плотные ряды зрителей в залах ничуть не уступают тем, что ежедневно собираются у «Джоконды» в Лувре.

Причины такого ажиотажа очевидны. Во-первых, это одна из самых крупных выставок Хокни за всю его карьеру. Во-вторых, сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет, лично участвовал в ее организации, продумывая отбор работ и логику экспозиции.

Экспозиция охватывает невероятно широкий спектр его творчества. Здесь и культовые изображения бассейнов, созданные в период, когда Хокни был одним из самых ярких представителей поп-арта, и гигантские пейзажи — как сельской Англии, так и величественного Гранд-Каньона. Представлены многочисленные портреты и натюрморты, выполненные в самых разных техниках, в том числе на айпаде — медиуме, который художник освоил с тем же азартом, что и традиционную кисть.

Отдельный слой экспозиции посвящен его исследовательской деятельности: Хокни всю жизнь стремился понять, как устроено изображение — будь то техника своего времени или тайны ремесла мастеров прошлого.

Все эти разные линии объединяет удивительное ощущение витальности и легкости. Хокни всегда был влюблен в открытые, насыщенные цвета, и это не случайно: художник — синестет, воспринимающий мир в сплетении звуков и цветов. Эта особенность пронизывает всю выставку: зритель получает возможность взглянуть на мир глазами самого Хокни, почувствовать его энергию и радость открытий.

Дэвид Хокни за кулисами спектакля «Король Убю» в театре «Ройал-Корт» в Лондоне, июль, 1966

«Неполный» диплом

Дэвид Хокни родился в 1937 году в простой рабочей семье в небольшом промышленном городе на севере Англии — Брэдфорде, графство Уэст-Йоркшир. Его отец, скромный бухгалтер и убежденный пацифист, и мать, энергичная и деятельная женщина, не имели к искусству прямого отношения, но поощряли любознательность детей. С раннего возраста Дэвид тянулся к рисунку: он охотно копировал иллюстрации из газет и комиксов, рисовал все, что видел вокруг: соседские дома, прохожих, школьные сцены.

В послевоенной Британии художественная карьера не казалась чем-то реальным для ребенка из рабочей среды, но Хокни проявил удивительное упорство. Его школьные успехи в рисовании привели его в Брэдфордский колледж искусств, где он получил прочную академическую базу и вкус к эксперименту. Именно там он впервые познакомился с современными художественными течениями и понял, что искусство может быть не только традиционным, но и дерзким, актуальным, остроумным.

Следующим шагом стал поступок, который изменил всю его жизнь: Хокни решился подать документы в Королевский колледж искусств в Лондоне — одно из самых престижных художественных учебных заведений страны и даже мира. Конкурс был жесточайший, но он прошел, причем уже на первых курсах выделился своим непохожим почерком и смелостью идей. Учеба шла бодро, но не без сложностей: Хокни не всегда следовал академическим правилам.

История его выпуска стала маленькой легендой. К моменту получения диплома Хокни уже был признанным талантливым студентом, однако… он отказался сдавать финальную работу в «полном» виде, так как по правилам колледжа выпускники должны были писать эссе по истории искусства, а он настаивал, что художника должны оценивать по картинам, а не по письменным тестам. Хокни демонстративно не выполнил это требование. Руководство оказалось в затруднении: отчислять уже известного молодого автора, чьи работы активно обсуждали критики, было неловко. В итоге компромисс нашли необычный: ему все-таки выдали диплом, но в графе «История искусства» поставили прочерк. Так Хокни стал одним из немногих выпускников Королевского колледжа с официально «неполным» дипломом, и с этого начался его стремительный художественный путь.

Калифорния, 1965

Калифорнийская мечта: бассейны и поп-арт

В начале 1960-х годов Дэвид Хокни отправился в США, в Калифорнию. Для художника, выросшего в серовато-дождливом индустриальном Брэдфорде, солнечный Лос-Анджелес оказался мифическим местом. Голубое небо, ослепительные блики на воде, геометрия современных вилл, яркая мода и ощущение легкости жизни стали для него откровением. Он мгновенно влюбился в этот визуальный мир и вскоре решил переехать туда.

В Лос-Анджелесе Хокни создал один из самых узнаваемых циклов в истории поп-арта — картины с бассейнами. На первый взгляд это просто изображения людей и архитектуры в жаркий день, но за этой кажущейся простотой скрывается сложная живописная работа. Вода для Хокни стала живой поверхностью, которая одновременно отражает и искажает, создает бесконечное количество форм и ритмов. Он изучал, как волны меняют цвет, как солнечный свет разбивается на блики, как человеческая фигура «ломается» в отражении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Карта мягкой посадки Карта мягкой посадки

Российская экономика остывает, а бизнес ищет растущие сегменты

Монокль
Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть? Нейробиолог назвал привычку, объединяющую гениев. А у вас она есть?

Настоящий прорыв мысли начинается в тишине и одиночестве

Maxim
Музей «Полторы комнаты» Музей «Полторы комнаты»

«Полторы комнаты» выросли из частного музея-квартиры Иосифа Бродского

Собака.ru
Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства Отключили мобильный интернет: новая реальность российского цифрового пространства

Кто страдает от отключений интернета и как бизнесу адаптироваться к этому

Inc.
Как в том меме Как в том меме

Почему ироничные картинки стали видом коммуникации и целым культурным пластом

Grazia
Боди-хоррор как реальность Боди-хоррор как реальность

Каким получился фильм о созависимых отношениях «Одно целое»

Weekend
Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин Почему телефон долго заряжается: 8 самых популярных причин

Все случаи, следствием которых может стать медленная зарядка аккумулятора

CHIP
«Сколько стоит твоя жизнь?» «Сколько стоит твоя жизнь?»

Вышел сериал о черном рынке органов «Хирург»

Weekend
Едем в Гагры? Едем в Гагры?

Самые популярные курорты СССР, где отдыхали наши бабушки и дедушки

Лиза
Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы Как бюджетно вывести пятна от солнцезащитного крема с одежды: простые способы

Несколько рабочих способов вернуть вещам чистый вид после пятен санскрина

ТехИнсайдер
Все не как у людей Все не как у людей

Бытовые привычки иностранцев, которые нас удивляют

Лиза
За консервами выстроилась очередь За консервами выстроилась очередь

Почему крупнейшие игроки рынка переработки рыбы продают свои активы

Монокль
Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска Марат Хуснуллин: 19% девелоперов сегодня находятся в зоне риска

Марат Хуснуллин о том, какие времена сейчас переживают девелоперы жилья

Ведомости
Государственный инвестор Государственный инвестор

Инвестиционная активность предприятий остается высокой за счет госвложений

Ведомости
Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели Трагическая история Одри Мэнсон, первой американской супермодели

Путь первой американской супермодели Одри Мэнсон к славе

ТехИнсайдер
Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар» Ольга Аросева: Михаил Державин называл ее «водородной бомбой», а Ширвиндт деликатно отмечал, что «характер у нее не сахар»

«Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки»

Коллекция. Караван историй
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Это все ваше воспитание Это все ваше воспитание

С какого возраста начать прививать детям хорошие манеры и этикет

Grazia
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Слушаю, босс! Слушаю, босс!

Фатальные ошибки в общении с руководством и советы по их исправлению

Лиза
Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем Злая шутка эволюции: почему птица додо совсем не такая, какой мы ее знаем

Что мы знаем о дронте? Меньше, чем о мамонтах

ТехИнсайдер
Курс на Луну и выше Курс на Луну и выше

Анатолий Петрукович о приоритетах нового нацпроекта по развитию космоса

Монокль
Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии» Контекст советского фотоискусства: отрывок из книги «Время непосредственной фотографии»

Отрывок из истории объединения фотохудожников второй половины 1980-х годов

Правила жизни
Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы Безопасно ли ходить, ездить и плавать под ЛЭП: спрашивают многие, знают единицы

Есть ли риск поражения молнией и могут ли навредить электромагнитные поля от ЛЭП

ТехИнсайдер
56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь 56 млн лет назад Земля пережила климатический кризис. Может ли он случиться вновь

Ученые изучили древние отложения в бассейне Бигхорн в Вайоминге, США

ТехИнсайдер
Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина Роман Михайлов: Страна в то время быстро лепила себя, как из пластилина

Режиссер Роман Михайлов — о снах и сказочных 90-х

Ведомости
10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим 10 фильмов про Супермена, от худших к лучшим

Самые лучшие и самые худшие фильмы про Супермена

Maxim
Точное определение Точное определение

От идеи журналиста до легенды футбола: история Суперкубка УЕФА

Ведомости
План города-сада План города-сада

Как «Росатом» готовит город-сад в Казахстане на берегу Балхаша

Ведомости
Открыть в приложении