Дэвид Хокни: большой всплеск
В 88 лет Дэвид Хокни остается редким примером художника, который не только прошел через все стилистические повороты второй половины XX века, но и сумел остаться актуальным в веке XXI. К тому же он самый дорогой из ныне живущих живописцев

Фигуративными портретами, натюрмортами и пейзажами сельской местности, тем более созданными на экране айпада, сегодня вряд ли можно кого-то поразить. Казалось бы, подобные сюжеты — давно привычная часть музейных залов, частных коллекций и лент социальных сетей. Но Дэвид Хокни каким-то образом вновь и вновь опровергает этот скепсис. Он умудряется придавать классическим жанрам свежесть и убедительность, заставляя зрителя задерживаться перед его работами дольше, чем перед многими признанными шедеврами.
При этом он остается одним из самых узнаваемых и востребованных художников современности: его полотна устанавливают рекорды на аукционах, а выставки следуют одна за другой, заполняя залы ведущих музеев мира — от Лондона и Парижа до Лос-Анджелеса и Токио. В чем же секрет этого феномена? Действительно ли Хокни можно считать одним из величайших художников нашего времени или его популярность — удачное совпадение таланта, харизмы и умения работать с медиа? И наконец, каким образом изображение бассейнов превратилось в символ художественного успеха, понятный как критикам, так и самой широкой публике?
Четверть века с классиком
До конца этого лета в парижском Фонде Луи Вюиттона проходит масштабная ретроспектива, посвященная 25 последним годам творчества Дэвида Хокни. Несмотря на то что здание фонда скрыто в глубине Булонского леса, вдали от привычных туристических маршрутов и суеты центра Парижа, попасть туда — испытание. Очереди у входа и плотные ряды зрителей в залах ничуть не уступают тем, что ежедневно собираются у «Джоконды» в Лувре.
Причины такого ажиотажа очевидны. Во-первых, это одна из самых крупных выставок Хокни за всю его карьеру. Во-вторых, сам художник, которому в этом году исполнилось 88 лет, лично участвовал в ее организации, продумывая отбор работ и логику экспозиции.
Экспозиция охватывает невероятно широкий спектр его творчества. Здесь и культовые изображения бассейнов, созданные в период, когда Хокни был одним из самых ярких представителей поп-арта, и гигантские пейзажи — как сельской Англии, так и величественного Гранд-Каньона. Представлены многочисленные портреты и натюрморты, выполненные в самых разных техниках, в том числе на айпаде — медиуме, который художник освоил с тем же азартом, что и традиционную кисть.
Отдельный слой экспозиции посвящен его исследовательской деятельности: Хокни всю жизнь стремился понять, как устроено изображение — будь то техника своего времени или тайны ремесла мастеров прошлого.
Все эти разные линии объединяет удивительное ощущение витальности и легкости. Хокни всегда был влюблен в открытые, насыщенные цвета, и это не случайно: художник — синестет, воспринимающий мир в сплетении звуков и цветов. Эта особенность пронизывает всю выставку: зритель получает возможность взглянуть на мир глазами самого Хокни, почувствовать его энергию и радость открытий.

«Неполный» диплом
Дэвид Хокни родился в 1937 году в простой рабочей семье в небольшом промышленном городе на севере Англии — Брэдфорде, графство Уэст-Йоркшир. Его отец, скромный бухгалтер и убежденный пацифист, и мать, энергичная и деятельная женщина, не имели к искусству прямого отношения, но поощряли любознательность детей. С раннего возраста Дэвид тянулся к рисунку: он охотно копировал иллюстрации из газет и комиксов, рисовал все, что видел вокруг: соседские дома, прохожих, школьные сцены.
В послевоенной Британии художественная карьера не казалась чем-то реальным для ребенка из рабочей среды, но Хокни проявил удивительное упорство. Его школьные успехи в рисовании привели его в Брэдфордский колледж искусств, где он получил прочную академическую базу и вкус к эксперименту. Именно там он впервые познакомился с современными художественными течениями и понял, что искусство может быть не только традиционным, но и дерзким, актуальным, остроумным.
Следующим шагом стал поступок, который изменил всю его жизнь: Хокни решился подать документы в Королевский колледж искусств в Лондоне — одно из самых престижных художественных учебных заведений страны и даже мира. Конкурс был жесточайший, но он прошел, причем уже на первых курсах выделился своим непохожим почерком и смелостью идей. Учеба шла бодро, но не без сложностей: Хокни не всегда следовал академическим правилам.
История его выпуска стала маленькой легендой. К моменту получения диплома Хокни уже был признанным талантливым студентом, однако… он отказался сдавать финальную работу в «полном» виде, так как по правилам колледжа выпускники должны были писать эссе по истории искусства, а он настаивал, что художника должны оценивать по картинам, а не по письменным тестам. Хокни демонстративно не выполнил это требование. Руководство оказалось в затруднении: отчислять уже известного молодого автора, чьи работы активно обсуждали критики, было неловко. В итоге компромисс нашли необычный: ему все-таки выдали диплом, но в графе «История искусства» поставили прочерк. Так Хокни стал одним из немногих выпускников Королевского колледжа с официально «неполным» дипломом, и с этого начался его стремительный художественный путь.

Калифорнийская мечта: бассейны и поп-арт
В начале 1960-х годов Дэвид Хокни отправился в США, в Калифорнию. Для художника, выросшего в серовато-дождливом индустриальном Брэдфорде, солнечный Лос-Анджелес оказался мифическим местом. Голубое небо, ослепительные блики на воде, геометрия современных вилл, яркая мода и ощущение легкости жизни стали для него откровением. Он мгновенно влюбился в этот визуальный мир и вскоре решил переехать туда.
В Лос-Анджелесе Хокни создал один из самых узнаваемых циклов в истории поп-арта — картины с бассейнами. На первый взгляд это просто изображения людей и архитектуры в жаркий день, но за этой кажущейся простотой скрывается сложная живописная работа. Вода для Хокни стала живой поверхностью, которая одновременно отражает и искажает, создает бесконечное количество форм и ритмов. Он изучал, как волны меняют цвет, как солнечный свет разбивается на блики, как человеческая фигура «ломается» в отражении.