Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техникаHi-Tech

Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Иван Варгатый
https://vk.com/vivan755

Тяжелый вертолет Ми-26 с водосливным устройством на внешней подвеске

Ми-8МТВ стоял, вытаращив стрекозиные глаза остекления на груз, и почесывал макушку руками техников – те закрывали капоты двигателей, главного редуктора, гидроблока, турбоагрегата. Вертолет был в полном порядке, но в его нехитрой нервной системе никак не укладывалось, как он увезет эту подвеску? По паспорту масса дизель-электростанции указана допустимая – 3900 кг. Сейчас же она стоит на тяжеленных, сваренных из стальной трубы полозьях, в тонну точно! На улице жара, двигателям тяжело дышать, а тут еще подсовывают перегруз.

Но делать нечего, такая работа. Где-то у энергетиков что-то полыхнуло, выгорело, буровая осталась без основного питания, на резервной электростанции. А если и она встанет? И лететь-то неблизко, под триста километров, топлива на донышке не возьмешь. Будет веселый взлет... Вот уже бортмеханик делает обход перед запуском, поднялся по стойке и проверил закрытие капотов, привычно покачал хвостовой винт за лопасть – вертолет с удовольствием пошевелил осевыми шарнирами, помахал вразнобой лопастями. Глаз бортмеханика прочертил прямую с лопасти на тавотницу, порядок, угол в норме...

«Аишка», крохотный турбоагрегат АИ-9, выбросил протуберанец пламени, заревел трубным ревом и после короткого прогрева Соловьем-разбойником дунул в магистраль отбора, расшевелил стартеры двигателей. Лопасти винта поползли над остеклением слева направо. Вот оба на малом газе, греемся... Есть прогрев, рукоятку коррекции вправо, включаем генераторы, выпрямительные. Еще несколько проверок – и поехали за подвеской! Заветная дизель-электростанция стоит недалеко. Шаг-газ вверх, вертолет вспух, оторвался одной опорой и чуть повел носом влево – пилот придержал его правой педалью и убрал крен, правой рукой двинув ручку. Теперь вперед, еще чуть «шага» и чуть правой педали, поехали к подвеске.

Подцепщики уже ждут. Быстро связали вертолет с электростанцией «одной цепью», трос в замке, замок закрыт. Теперь контрольное висение. Бицепс потихоньку выбирает «шаг», левый глаз смотрит в блистер на землю, правый, как у хамелеона, на обороты несущего винта, а третий, прорезающийся у вертолетчика в такие моменты, видит, как загибаются тюльпанчиком лопасти... Дизель всей тяжестью повис на вертолете, обороты неумолимо падают, правая нога утопила педаль почти до упора – словно у автогонщика... Несущий винт нещадно загребает воздух, приходится уравновешивать его рвение рулевым винтом, чтобы вертолет не завертелся на месте. В крейсерском полете рулевому винту помогает фиксированный руль направления – изящное «перо» на концевой балке, но при взлете по-вертолетному обдувки руля нет.

Ручка «шаг-газ», снятая с вертолета. 1 – поворотная рукоятка коррекции, 2 – маховик фрикциона, 3 – фрикцион стопорения, 4 – ручка «шаг-газ», 5 – рычаги раздельного управления двигателями

Хлопки лопастей превратились в жесткий звериный рёв, даже стрекозиные глаза вертолета, кажется, вылезли из орбит и пульсируют в такт этому рёву. Но как ни реви – мощности не хватает. Бах! Обороты упали ниже 89, выбило генераторы, стихли за спиной выпрямительные устройства. Чуть отдаем «шаг», ставим дизель и ждем. Ветер вроде оправдался, дует откуда надо, электростанцию специально поставили так, чтобы по курсу ничего не было, надо лишь дождаться порыва. Командир посмотрел на «правака» и одними бровями спросил: «Готов?». То, что сейчас будет, нельзя говорить вслух.

Вот листья на недалекой березе зашевелились посильнее, а следом ветка наклонилась к вертолету. Порыв катится к нам, пора! Левая рука командира заранее вместо «шага» перелегла на РРУДы, рычаги раздельного управления двигателями, и чуть стянула их выше средних защелок, а сейчас потянула дальше. Обороты винта пошли, запас растет, он пригодится спустя секунды. Командир чуть мотнул головой, и второй пилот, державший трос подвески натянутым, двинул ручку вперед. Вертолет на привязи начал описывать дугу навстречу ветру, «правак» подтянул «шаг», а командир синхронно поддавил РРУДы вниз. Оставлять их на взлетном нельзя, тогда «шаг» не взять. Эх, вот когда нужен не только третий глаз, но и третья рука... Командир с теплом вспомнил Ми6, с которых пришлось уйти в прошлом году после бездарного решения властей об окончании века «шестерок». Там на приборных досках есть УПРТ – указатели положения рычагов топлива, держать режим было бы проще... Хотя там вообще не пришлось бы терзать машину, для нее этот груз – игрушка... Время между тем почти замерло.

Набравший какие-то километры в час вертолет начал загребать винтом все больше воздуха, ветер добавил своей скорости, электростанция оторвалась от континента и заскользила на цыпочках. Обороты винта снова ползут вниз. Все эти свободные турбины, шестерни главного редуктора, тяжеленная втулка, шесть центнеров лопастей, валы трансмиссии рулевого винта и сам не очень большой, но оборотистый винт имеют неслабую инерцию, она вместе с мощью двигателей сейчас держала обороты. Но все же они падают. 95, 94, 93... Однако привязанный к электростанции Ми-8МТВ набирает скорость, вот пошла тряска: это поток перестает «стоять торчком» на лопастях винта, лопасти с каждым набранным километром в час все больше и больше привычно ложатся грудью на поток. Винт переходит с осевой обдувки на косую, начинает напоминать своей аэродинамикой крыло самолета. Вот и обороты перестали падать, высота пошла!

Скорость 80, 100... Уже и правой педали столько не надо, начал работать фиксированный руль. Машина уверенно месила лопастями родную стихию, набирала живительную высоту. Там воздух и чище, и прохладнее, и время подумать есть... Прохладнее будет и на площадке, где ждут дизель, и топливо к тому времени подвыжжем, станем легче. Поставить эту железяку на землю должно быть проще, чем поднять. Хотя это авиация, кто знает, что будет на площадке, но надо надеяться на лучшее, иначе не стоило и ввязываться в этот полет – в одно сплошное нарушение. А буровая ждет!

Похожие истории раньше происходили сплошь и рядом. Работы у вертолетчиков было море, такого жесткого контроля, как сейчас, не было, и летали порой «на честном слове и одной лопасти». Однако принцип работы вертолета не изменился, и сейчас самое время разобрать, как устроен вертолет классической схемы с газотурбинными двигателями вроде Ми-8 и что происходило на взлете, а заодно взглянуть и на вертолеты других схем. Начнем с силовой установки и трансмиссии. Наверняка кто-то слышал, что двигатель Москвича-412 – «половинка» V-образного двигателя рулевого винта Ми1. Или Ми-4. Это, конечно, байка, так как трансмиссия вертолета едина, оба винта приводятся от одного маршевого двигателя (чаще – двух параллельно): от двигателя приводится главный редуктор, на главном редукторе установлен несущий винт (НВ), от него же тянется трансмиссия к рулевому винту (РВ) – валы с парой редукторов.

Назначение РВ очевидно: НВ вращается по часовой стрелке и в этом же направлении отбрасывает воздух, а вертолет из-за реакции стремится повернуться против часовой стрелки. РВ, с помощью хитро изогнутой концевой балки «всунутый» в плоскость несущего винта, компенсирует реактивный момент НВ, не создавая паразитного кренящего момента. Заодно изгиб концевой балки убирает рулевой винт подальше от земли – так меньше шансов, что при большом тангаже у земли РВ сломает лопасти о какие-нибудь препятствия. Но все же такие случаи бывают, равно как бывают и повреждения валов, и отказы промежуточного или хвостового редуктора... Это одна из причин, по которой параллельно с вертолетами классической схемы в Советском Союзе развивались и вертолеты соосной схемы – винты установлены один над другим, вращаются в противоположные стороны. Реактивные моменты друг друга компенсируют.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Договор коммерческой концессии: золотая жила или скрытые ловушки? Договор коммерческой концессии: золотая жила или скрытые ловушки?

Преимущества и недостатки договора коммерческой концессии

Наука и техника
Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9 Позитивные вибрации: плюсы и минусы дизельной модификации пикапа JAC T9

JAC T9: настоящие внедорожники еще выпускают

ТехИнсайдер
Когда рук не хватает Когда рук не хватает

Мировой путь автоматизации производства

Эксперт
«Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи» «Ревность о Севере: Прожектерское предпринимательство и изобретение Северного морского пути в Российской империи»

Почему предпринимателей интересовала печорская древесина

N+1
Евпатория Евпатория

Евпатория — город, существующий во многих измерениях

Знание – сила
Ничего личного Ничего личного

Как защититься от хейта в Интернете

Лиза
Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком Крупным планом: что происходит с отечественным кинорынком

Какое кино сейчас интересно зрителям в России?

Inc.
Трудовая дисциплина Трудовая дисциплина

Об отношении Гвардиолы к тренировочному процессу и его системе мотивации игроков

Ведомости
Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ Академик Петр Чумаков: вирусы позволяют увидеть раковые клетки и сформировать иммунный ответ

Вирусы дают надежду в лечении самых злокачественных видов рака

Наука
Актриса-фейерверк Актриса-фейерверк

Полина Максимова снимается в кино уже двадцать лет — с шестнадцати

OK!
Футбольный бог из машины Футбольный бог из машины

О работе ИИ, который подбирает потенциальных новичков в футболе

Ведомости
Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела Низкомолекулярный оральный агонист ГПП-1 помог снизить массу тела

ГПП-1 помог снизить массу тела при ожирении без сахарного диабета

N+1
Когда ты — волк Когда ты — волк

Жителям Европы вопрос о людях, превращающихся в волков, дискуссионным не казался

Дилетант
Защитный маневр Защитный маневр

Какие бьюти-привычки помогут пережить смену сезонов

Лиза
Лариса Гузеева Лариса Гузеева

Лариса Гузеева о триумфальном возвращении в кино и тестировании партнеров

Собака.ru
Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью

Микропластик в воде перевел метилртуть в токсичную форму

N+1
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Успеть до морозов Успеть до морозов

Фильмы, настраивающие на легкий лад, даже когда говорят о серьезных вещах

Weekend
Частота убытков Частота убытков

Почему снижается частота страховых случаев такси и других видов транспорта

Ведомости
Тигры на колесах Тигры на колесах

Какие азиатские страны рулят сегодня в «высшей лиге» мирового автопрома

РБК
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
По законам моды По законам моды

Почему предпочтения в одежде так сильно меняются из поколения в поколение?

Вокруг света
«Раньше The International ждали как события года, а сейчас это просто турнир» «Раньше The International ждали как события года, а сейчас это просто турнир»

Лучший игрок в Dota 2 о том, зачем киберспортсмен превратился в инфлюенсера

Ведомости
Мускулы крылатой машины – система управления Мускулы крылатой машины – система управления

Как пилот заставляет слушаться машину в десятки тонн, контролируя ее в воздухе?

Наука и техника
Как цифровые технологии трансформируют рынок труда Как цифровые технологии трансформируют рынок труда

Как ИИ помогает бизнесу сохранять производительность и наращивать эффективность

РБК
Не всякая поганка — гриб Не всякая поганка — гриб

Почему красивых и изящных водоплавающих птиц назвали поганками?

Наука и жизнь
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз

Мужчина заработал психоз после совета ChatGPT

N+1
Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил» Сын Людмилы Касаткиной и Сергея Колосова: «В работе папа даже родную жену не щадил»

Думаю, и встреча их тоже была предопределена

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении