Зачем музейное закулисье выходит на авансцену

WeekendКультура

Показывают то, что скрыто

Музейное закулисье выходит на авансцену

Текст: Анна Углова

Визуализация депозитарно-реставрационного и выставочного центра ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. Фото: Архитектурное бюро «Проект Меганом»

Долгое время запасники оставались заповедной зоной, куда попадали в основном научные сотрудники и реставраторы. Остальные могли только догадываться, что происходит внутри. Но постепенно практика открытого хранения становится настоящим трендом. Так, среди самых обсуждаемых сегодня проектов — открытое в конце мая хранилище Музея Виктории и Альберта. Оно полностью переосмысляет взаимодействие посетителей с музейной коллекцией.

Музейные пространства меняются, все больше обнажаясь и сокращая дистанцию между институцией и зрителем. Поначалу это происходило непосредственно с теми зданиями, где искусство экспонируют. С тех пор как в 1977-м открылся Центр Жоржа Помпиду по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, музеи искусства все чаще мыслятся как проницаемые пространства без условностей.

Тогда же впервые заговорили и о формате так называемого открытого хранения (visible storage). Это, как и собственно сам Центр Помпиду, было способом радикальной «демократизации» музейных пространств, которая позволила бы привлечь новых посетителей.

Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images
Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду в Париже. Фото: Getty Images

Чаще всего открытое хранение — это фондохранилище, приспособленное для визитов посетителей. Его главная особенность — отсутствие явного нарратива и концептуальности в том, что зритель видит. Произведения выстроены по хронологии или технике исполнения, иногда по стилистическому направлению: так их удобнее хранить и изучать. Информацию об экспонатах сообщают экскурсоводы или бесстрастные пояснительные таблички.

Впервые открытое хранение продемонстрировали в Ванкувере: в 1976-м там разместили экспозицию, где на виду была коллекция Музея антропологии при университете Британской Колумбии. Затем присоединились и другие страны: в Нью-Йорке так в 1988-м в Американском крыле Музея Метрополитен представили более 18 тыс. экспонатов, примерно 80% фонда. В Европе одним из первых музеев с открытым хранением стал MAS в Антверпене в 2011 году.

Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: Getty Images
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS; Bruynzeel Storage Systems
Museum aan de Stroom (MAS) в Антверпене. Фото: MAS; Bruynzeel Storage Systems

Законодатели выставочной моды

Сейчас открытое хранение или его элементы встречаются во многих музеях Европы: от главных художественных галерей Риги и Вильнюса до этнографической экспозиции в Бремене и MAS в Антверпене. Одним из первых новаторов в этой области был лондонский Музей Виктории и Альберта с крупнейшей в мире коллекцией прикладного искусства. В 2010 году там по проекту архитектурных бюро Opera Amsterdam и Stanton Williams реконструировали галереи керамики и стекла, сделав видимыми и доступными для изучения более 26 тыс. предметов.

Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase
Übersee-Museum Bremen — Музей естественной истории и этнографии в Бремене. Фото: Ubersee-Museum Bremen, foto: Matthias Haase

Семь лет назад музей пошел еще дальше и решил переосмыслить саму модель открытого хранилища. На строительство отдельного здания V&A East Storehouse стоимостью £65 млн пригласили Diller Scofidio + Renfro. Это американское архитектурное бюро больше 40 лет создает захватывающую, технически совершенную архитектуру, которая тем не менее не отпугивает холодностью или излишним пафосом. Российскому зрителю оно известно прежде всего по парку «Зарядье» на месте гостиницы «Россия» у Московского Кремля, а ньюйоркцам — Хай-Лайн-парком на заброшенной железнодорожной ветке.

Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Hufton + Crow for V&A
Weston Collections Hall — центральное пространство V&A East Storehouse в Лондоне. Фото: Kemka Ajoku for V&A

Архитекторы хотели, чтобы люди в хранилище Виктории и Альберта «дышали тем же воздухом, что и артефакты». Для этого они разработали гибрид выставочного пространства, архива и хранилища. Стеллажи, ящики и витрины тщательно организованы как часть маршрута со 100 мини-выставками, которые прерывают утилитарную сетку историями, объектами и неожиданными сопоставлениями. Пол прозрачный, так что видно, как музейные работники разгружают и упаковывают предметы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Отец спящего родился Отец спящего родился

135 лет назад появился на свет Говард Филлипс Лавкрафт

Weekend
Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

Как сервисы электронной почты будут удерживать пользователей?

Forbes
«Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века» «Музей языков: Конрад Гесснер и книги-полиглоты XVI века»

Как иезуиты помогли изучению неевропейских языков

N+1
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер Цветовые ошибки: как один оттенок способен испортить весь интерьер

Какие ошибки в выборе цвета стен способны испортить весь интерьер?

VOICE
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью Микропластик привел к загрязнению воды метилртутью

Микропластик в воде перевел метилртуть в токсичную форму

N+1
Когда ты — волк Когда ты — волк

Жителям Европы вопрос о людях, превращающихся в волков, дискуссионным не казался

Дилетант
Когда ещё был лес… Когда ещё был лес…

Рассказ Саши Тэмлейн «Когда ещё был лес…»

Наука и жизнь
Легенда Сибири Легенда Сибири

Словно драгоценную чашу держит Бурятия священный Байкал

Лиза
«Турецкая книга» Мельхиора Лорка «Турецкая книга» Мельхиора Лорка

Мельхиор Лорк — один из самых необычных и интересных художников немецкой школы

Дилетант
Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара Первый среди неравных: дизайнер Ясухиро Михара

Ясухиро Михара: как японский дизайн кроссовок покорил мир

Правила жизни
Такие разные кошки: чем отличаются леопарды и ягуары Такие разные кошки: чем отличаются леопарды и ягуары

Неудивительно, что леопарда и ягуара часто путают. Но различия все же есть

ТехИнсайдер
«Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров «Близнецовое пламя»: что это такое, чем оно отличается от родственных душ и кармических партнеров

С чем путают «близнецовое пламя» и что в этих подходах противоречит

VOICE
Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений» Юлия Куварзина: «В хорошей форме можно быть и без мучений»

«Сейчас я ушла в творческий отпуск, мне нужно отдохнуть, заняться собой»

Караван историй
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Топ-6 мрачных аниме про темную магию Топ-6 мрачных аниме про темную магию

6 аниме, где волшебная сила не так однозначна и зачастую может стать проклятием

Maxim
На видном месте На видном месте

Реклама стран на форме клубов: имидж для властей, аудитория для команд

Ведомости
От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении От него мы впервые узнали об антропогенном потеплении

Михаил Будыко понял, что льды Арктики будут стремительно таять, еще 55 лет назад

Наука
Суверенный интеллект Суверенный интеллект

Почему своя компонентная база — это вопрос национальной безопасности

Эксперт
Тревожные звоночки Тревожные звоночки

Где заканчивается здоровое беспокойство за своих детей и начинается гиперопека?

Grazia
Правильное утро Правильное утро

Секреты завтрака на диете

Лиза
Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП Ученые нашли способ вдвое продлить срок службы масла для АКПП

Ученые разработали новый состав масла для автоматических коробок передач

ТехИнсайдер
Автомобили Автомобили

Лучшие автомобили «реального мира» и настоящие произведения автоискусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Комфорт под ногами Комфорт под ногами

Как не ошибиться с выбором напольного покрытия

Лиза
Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки Леопардовые тюлени поют песни, похожие на детские стишки

Ученые обнаружили, что песни леопардовых тюленей похожи на детские стишки

ТехИнсайдер
Тренд на тихий бренд Тренд на тихий бренд

Low profile publicity: почему крупный бизнес выбирает стратегию скромности?

Ведомости
«История Сопротивления во Франции: 1940-1944» «История Сопротивления во Франции: 1940-1944»

Как немцы выслеживали участников подполья во время Сопротивления во Франции

N+1
Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили Та еще задачка: сколько лет Вселенной и как ученые это вычислили

Хитрые ученые даже вычислили возраст самой Вселенной! Но как им это удалось?

ТехИнсайдер
Драконы и фениксы Драконы и фениксы

Китай не только выглядит и чувствует себя иначе, он и звучит по-особенному

СНОБ
Открыть в приложении