Показывают то, что скрыто
Музейное закулисье выходит на авансцену

Долгое время запасники оставались заповедной зоной, куда попадали в основном научные сотрудники и реставраторы. Остальные могли только догадываться, что происходит внутри. Но постепенно практика открытого хранения становится настоящим трендом. Так, среди самых обсуждаемых сегодня проектов — открытое в конце мая хранилище Музея Виктории и Альберта. Оно полностью переосмысляет взаимодействие посетителей с музейной коллекцией.
Музейные пространства меняются, все больше обнажаясь и сокращая дистанцию между институцией и зрителем. Поначалу это происходило непосредственно с теми зданиями, где искусство экспонируют. С тех пор как в 1977-м открылся Центр Жоржа Помпиду по проекту Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, музеи искусства все чаще мыслятся как проницаемые пространства без условностей.
Тогда же впервые заговорили и о формате так называемого открытого хранения (visible storage). Это, как и собственно сам Центр Помпиду, было способом радикальной «демократизации» музейных пространств, которая позволила бы привлечь новых посетителей.



Чаще всего открытое хранение — это фондохранилище, приспособленное для визитов посетителей. Его главная особенность — отсутствие явного нарратива и концептуальности в том, что зритель видит. Произведения выстроены по хронологии или технике исполнения, иногда по стилистическому направлению: так их удобнее хранить и изучать. Информацию об экспонатах сообщают экскурсоводы или бесстрастные пояснительные таблички.
Впервые открытое хранение продемонстрировали в Ванкувере: в 1976-м там разместили экспозицию, где на виду была коллекция Музея антропологии при университете Британской Колумбии. Затем присоединились и другие страны: в Нью-Йорке так в 1988-м в Американском крыле Музея Метрополитен представили более 18 тыс. экспонатов, примерно 80% фонда. В Европе одним из первых музеев с открытым хранением стал MAS в Антверпене в 2011 году.




Законодатели выставочной моды
Сейчас открытое хранение или его элементы встречаются во многих музеях Европы: от главных художественных галерей Риги и Вильнюса до этнографической экспозиции в Бремене и MAS в Антверпене. Одним из первых новаторов в этой области был лондонский Музей Виктории и Альберта с крупнейшей в мире коллекцией прикладного искусства. В 2010 году там по проекту архитектурных бюро Opera Amsterdam и Stanton Williams реконструировали галереи керамики и стекла, сделав видимыми и доступными для изучения более 26 тыс. предметов.




Семь лет назад музей пошел еще дальше и решил переосмыслить саму модель открытого хранилища. На строительство отдельного здания V&A East Storehouse стоимостью £65 млн пригласили Diller Scofidio + Renfro. Это американское архитектурное бюро больше 40 лет создает захватывающую, технически совершенную архитектуру, которая тем не менее не отпугивает холодностью или излишним пафосом. Российскому зрителю оно известно прежде всего по парку «Зарядье» на месте гостиницы «Россия» у Московского Кремля, а ньюйоркцам — Хай-Лайн-парком на заброшенной железнодорожной ветке.




Архитекторы хотели, чтобы люди в хранилище Виктории и Альберта «дышали тем же воздухом, что и артефакты». Для этого они разработали гибрид выставочного пространства, архива и хранилища. Стеллажи, ящики и витрины тщательно организованы как часть маршрута со 100 мини-выставками, которые прерывают утилитарную сетку историями, объектами и неожиданными сопоставлениями. Пол прозрачный, так что видно, как музейные работники разгружают и упаковывают предметы.