Анна Толстова и Роберто Чикутто о Венецианской биеннале

WeekendКультура

Биеннале как предчувствие

Анна Толстова и Роберто Чикутто о Венецианской биеннале

Российский павильон в Венеции, 2021

22 мая в Венеции открывается 17-я Архитектурная биеннале, которую пришлось отменить в прошлом году. Ее куратор Хашим Саркис еще за полгода до пандемии придумал пророческую тему «Как мы будем жить вместе?». Павильон России под руководством нового комиссара, Терезы Мавики, отвечает на этот вопрос, что жить мы будем лучше и веселее. Новый президент Венецианской биеннале Роберто Чикутто тоже не теряет оптимизма.

Россия, которую мы потеряли в 1914 году,— предмет для бесконечных политических спекуляций по поводу упущенных или пойманных исторических шансов. Не вдаваясь в эти дискуссии, заметим, что один шанс Россия накануне 1914-го точно упустила: это был шанс заиметь удобный национальный павильон в Джардини, Садах Венецианской биеннале. Его могли бы построить по проекту работавшего в Венеции перед войной инженера-архитектора Даниэле Донги, большого любителя новых материалов вроде железобетона и поклонника традиционных архитектурных форм,— свой российский павильон он стилизовал в духе московских шатровых храмов. Но куда там: мировая война на пороге, патриотическая горячка, борьба с низкопоклонством перед Западом — 29 апреля 1914 года в Джардини торжественно открыли неказистый терем на подклете по проекту Алексея Щусева, главного специалиста по древнерусскости, пользовавшегося августейшим покровительством. С тех пор щусевскую архитектуру — за технические промахи и общее неудобство — ругали практически все, кто выставлялся в павильоне России-СССР, начиная с Мартироса Сарьяна. Словом, жить в российском павильоне, что вместе, что порознь, крайне затруднительно — по причине не самого удачного проекта, многочисленных перестроек и полуаварийного состояния.

Летом 2019 года куратор 17-й Архитектурной биеннале, ливанский архитектор Хашим Саркис, декан архитектурного факультета Массачусетского технологического института, объявил тему «Как мы будем жить вместе?». События следующего года показали, что вопрос был задан не в бровь, а в глаз. Вопрос «Как мы будем жить вместе?» был обращен к человеку, который присвоил себе слишком много места на Земле эпохи антропоцена, и вирус, возбудитель ковида, поспешил напомнить нам о том, что мы не одни тут живем. Осенью 2019 года Министерство культуры РФ назначило комиссаром павильона России на Венецианской биеннале Терезу Мавику, директора фонда V-A-C, основанного Леонидом Михельсоном: контракт предусматривал комиссарство на двух биеннале, архитектурной 2020 года и художественной 2021-го. К ответу на глобальный вопрос куратора Хашима Саркиса комиссар Тереза Мавика, профессиональный советолог, давно изучающая Россию в теории и на практике, подошла со свойственной итальянцам рациональностью, практичностью и любовью к комфорту: русский дух породил тьму вселенских проектов по улучшению мира, от экзистенциальных до архитектурных, но ликвидировать разруху в головах и клозетах не смог, поэтому национальную выставку было решено свести к решению насущных проблем, совместив ее с конкурсом идей по реконструкции щусевского павильона (реконструкцию финансирует Леонид Михельсон).

Курировать российский павильон пригласили итальянского архитектора Ипполито Пестеллини Лапарелли: многие годы он работал в архитектурном бюро ОМА Рема Колхаса, в частности — над такими проектами OMA для архитектурных биеннале в Венеции, как Cronocaos (2010) и Monditalia (2014), а также был одним из кураторов Manifesta 12 в Палермо и редактором сборника урбанистических исследований OMA «Атлас Палермо». Пестеллини Лапарелли преподает в Королевском колледже искусств в Лондоне, и его венецианский проект «Open!» стал настоящей педагогической поэмой: с одной стороны — открытый конкурс идей по архитектурному преобразованию и концептуальному переосмыслению национального павильона для молодых архитекторов, с другой — сама выставка как открытая архитектурная мастерская, где профессионалы и зрители могли бы свободно обмениваться мнениями. Из-за переноса 17-й Архитектурной биеннале на 2021 год, выставка-мастерская переместилась в виртуальное пространство, а в реальном пространстве начались работы по подготовке к реальной реконструкции — ее делают по проекту российско-японского архитектурного бюро KASA (Александра Ковалева и Кей Сато), победившего в этом павильонном конкурсе. В соответствии с лозунгом «Open!» KASA постаралась максимально раскрыть пространство щусевского здания, начиная с замурованных окон и заканчивая утраченным некогда выходом на террасу с видом на лагуну, превратить его изнутри в удобный трансформер и к тому же вернуть павильону оригинальный зеленый цвет, чтобы он гармонировал с садовой природой. В 2015 году Ирина Нахова, представлявшая Россию на Венецианской биеннале, пыталась перекрасить наш терем в щусевский зеленый, но городские власти запретили перекраску, ссылаясь на охранное законодательство,— в итоге все ограничилось временными зелеными фальшстенами. Сейчас все согласования на реконструкцию получены — надо ли говорить, что только Тереза Мавика могла найти общий язык с венецианским начальством, благо у фонда V-A-C большой опыт взаимодействия с Венецией.

На вопрос «Как мы будем жить вместе?» пришлось отвечать и новому президенту Венецианской биеннале Роберто Чикутто, вступившему в должность в январе 2020 года. Роберто Чикутто, видная фигура в итальянской киноиндустрии, продюсер с огромным опытом работы и «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля в послужном списке (за «Легенду о святом пропойце» Эрманно Ольми), член правления Европейской киноакадемии и — в недавнем прошлом — глава ряда крупных киноинституций Италии, стал первым президентом Венецианской биеннале, пришедшим на этот пост из мира искусства, а не из мира политики. И ему сразу досталась роль кризисного топ-менеджера. Вместо отложенной на год архитектурной биеннале Роберто Чикутто придумал выставку «Встревоженные музы. Когда биеннале встречается с историей», сделанную на архивных материалах Венецианской биеннале кураторами всех ее шести направлений: визуального искусства, архитектуры, кино, танца, музыки и театра. Она обозначила два важных пункта его президентской программы: «архивный поворот» и курс на междисциплинарность.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Великий пост Великий пост

История, традиции и правила Великого поста

Лиза
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Семь чудес одной страны Семь чудес одной страны

Где найти в России самые инопланетные пейзажи?

Вокруг света
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
«В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это» «В России гость за 150 рублей ждет вкус, как в Мельбурне, и сервис, как в Токио. И получает это»

Легко ли миллениалу делать кофейный бизнес в России

Монокль
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
Перелет–2023 «Байкальская кругосветка» Перелет–2023 «Байкальская кругосветка»

«Байкальская кругосветка» – воздушное путешествие вокруг знаменитого озера

Наука и техника
Петрикирхе: почему молчат колокола Петрикирхе: почему молчат колокола

Петрикирхе напоминает айсберг, немалая часть которого скрыта в катакомбах

Дилетант
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Будет не жирно? Будет не жирно?

Какой вклад в борьбу с ожирением могут внести производители продуктов питания

Агроинвестор
Испанские авианосцы на мировом рынке Испанские авианосцы на мировом рынке

Что помогло определиться с основными требованиями к универсальному авианосцу

Наука и техника
Сбежать от рутины Сбежать от рутины

С потеплением всё больше людей сбегают от забот — в прямом и переносном смысле

Отдых в России
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
«Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы «Мадагаскару» — 20! Как создавалась мультфраншиза, заработавшая миллиарды и разлетевшаяся на мемы

«Мадагаскар»: след в истории и головокружительный успех

Правила жизни
Коварный удар из-под земли Коварный удар из-под земли

«Холодная война» стала стимулом для неумеренных планов создателей оружия

Наука и техника
6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет 6 бытовых привычек, из-за которых в доме плохо пахнет

Некоторые из этих вещей вы совершаете ежедневно, а они влияют на запах в доме

ТехИнсайдер
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Кризис нэпа Кризис нэпа

100 лет тому назад страна жила в атмосфере «правого коммунизма»

Дилетант
Открыть в приложении