Кузница достойных жен: как жили воспитанницы Смольного института благородных девиц

Со Смольного института благородных девиц началась история женского образования в России. Со временем появилась целая сеть институтов, где дворянки и мещанки в отрыве от семьи изучали науки, учились вести домашнее хозяйство, осваивали тонкости этикета, чтобы впоследствии стать достойными матерями и женами. Избранные становились фрейлинами при дворе. Forbes Woman рассказывает, чему учились «смолянки» и как жили в стенах института, который не могли покинуть до его окончания.
В мае 1764 года в Санкт-Петербурге по указу Екатерины II открылось первое в России учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц. За его создание отвечал президент Императорской академии художеств и личный секретарь императрицы Иван Бецкой. Екатерина поручила ему продумать, как из подданных Российской империи сделать людей нового типа: не только выглядящих, но и думающих по-европейски.
Изначально целью «Императорского воспитательного общества благородных девиц» было «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Предполагалось, что выпускницы смогут стать «учеными дамами», которые умеют сдержанно и легко поддержать светский разговор, фрейлинами при императорском дворе или женами государственных деятелей.
Воспитание превыше образования
Учебное заведение было закрытым. Согласно его уставу, девочки поступали в институт в шестилетнем возрасте и проводили в его стенах 12 лет. Встречаться с родителями они могли в определенные дни на территории института. Бецкой считал, что только изолировав молодых людей от старшего поколения, возможно воспитать их так, как того требовало новое время.
Спустя год работы Смольного института, который задумывался как привилегированное заведение для дочерей дворян, возникло отделение для девушек из мещанского сословия. В среднем год обучения обходился в 300 рублей: для сравнения, у дворян карманные деньги (для карточной игры, побочные и неизвестные расходы, небольшие подарки) в XVIII веке составляли около 500 рублей в год. Ежегодно набирали по 50 воспитанниц. Более половины учениц обучались на средства благотворителей.
Будущие «смолянки» должны были иметь «религиозное воспитание», перед поступлением они сдавали экзамены по русскому и французскому языкам. Изначально программа обучения в институте была рассчитана на четыре класса, каждый длился по три года. Девушки изучали иностранные языки, арифметику, грамматику, географию, историю, этикет, музыку, закон божий, кулинарное искусство, учились рисовать. Урок мог длиться до 120 минут без перерыва. Также они играли в театре, который был частью образовательной программы. Воспитанницы много читали — но только те книги, которые для них отбирали классные дамы. В основном это были исторические книги и произведения с нравоучительным посылом. Помимо учебы девушки должны были участвовать в балах, прогулках и обедах у самой императрицы.