Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техникаHi-Tech

Скелетные мышцы самолета – система управления

Иван Варгатый, https://vk.com/vivan755

Гражданский Ту-134А-3 и военный Ту-134АК с антенной КВ-связи сзади. 1 – внешний закрылок, 2 – внутренний закрылок, 3 – элерон, 4 – стабилизатор

Электровозы упирались колесами в крутеющую кривую, отворачивая нос от оставшегося справа Зелененького, крепко сжимали состав: хвост еще был на спуске, напирал, норовя раскатиться и слететь на стрелке. В открытые форточки кабины – кондиционер уже не работает – врываются скрип колес да вой вентиляторов. Но вдруг к этой стальной мелодии добавилась другая, будто бы небесная – гром. Но обычно гром гремит пару секунд, от силы пять – а тут словно лавина!

Помощник вспомнил, что уже слышал подобное, когда был на Грушинском – среди ясного неба ровно минуту гремело. Кто-то из соседей по поляне пояснил, что это гоняют ракетный двигатель на полигоне неподалеку, за Прибрежным. Но здесь-то откуда ракета?! Стоп, а это и не ракета вовсе: из-за верхнего среза лобового стекла выскочил худой, как карандаш, самолет со странным, словно у осы, жалом сзади, за ним тянулись две кривых дымных струи.

– Во соляра паленая, а? – пошутил машинист и небрежно попихал рукой рукоятку контроллера. «Синары» облегченно громыхнули. А тут и встречный показался из-за кривой… Хорошо, если он один, поездной диспетчер, как партизан: ничего не сказал. Тянемся, ползем, осматриваем встречный, вот уже пора и набираться, выползать из ямы… Из-за кривой показался желтый огонь светофора, который тотчас «заулыбался» – замигал. Отлично! Берем четвертую двухпутную вставку без остановки – это на руку, рабочего времени осталось два часа, из Сызрани отправили черт-те когда и в Мыльной продержали черт-те сколько. И вдруг настроение поднялось еще сильнее – слева направо «в кадре» проползла еще одна машина, на сей раз винтокрылая.

– Парад репетируют, походу!

Но бригада ошиблась. Бело-синий старичок Ми-8Т с надписью «Баркол» полз по небу вовсе не по военным делам, а по гражданским – осматривал объекты нефтяников. На широко остекленном балконе его кабины сидели три члена экипажа, и самым занятым выглядел второй пилот: сидит, чуть согнувшись левым плечом к «шагу», правой рукой еле заметно шевелит ручку, ноги в стременах педалей словно у гусара... Вертолет норовил плавно завалиться в сторону, а пилот миллиметровыми движениями ручки возвращал его в горизонт. Чуть двинул – и совсем немного назад. Еще двойное движение. И еще. Рука наконец почуяла натяг пружин – и большой палец не преминул нажать кнопку триммера. Хлопхлоп! Пропахали еще с полкилометра неба, и снова хлоп-хлоп! Над головой звенят двигатели, свистят лопасти, за стенкой хлопают электромагниты триммирования – еще та симфония… В кабине набирающего высоту военного Ту-134 было поспокойнее – лишь свистел воздух в переплете носового остекления да звенели приборы.

Кабина Ту-134А-3. 1 – кресло командира, 2 – колесо штурвала, 3 – колонка штурвала, 4 – педали, 5 – кресло второго пилота

Гремящих в хвосте двигателей слышно не было – вся их ярость доставалась земле, борт уже подлетал к гражданскому порту, обходя его восточнее, а уж жители Новосемейкина и Мирного к грохоту старых самолетов привычны. Уже давно убраны закрылки, двигатели дымят на номинале, пилотирует, как и на барколовской «восьмерке», помощник командира. В наборе высоты работы не очень много – движениями от себя/на себя держи скорость да покачиваниями рогов – курс… Движения небрежные, с виду грубоватые, но и штурвал больше полувека летающего без гидроусилителей Ту-134 не чета почти невесомой ручке Ми-8! На нем ощущается живой скоростной напор, руки пилотирующего вспоминают ощущения из детства, когда они топили в ванной мячик… Такая же живая упругость… Это не может не нравиться, и этого лишены пилоты французских «Аэробусов», обжимающие рукой пружинки боковых ручек.

Тем временем бригада грузового, выскочив к посту, невольно обвела глазами открывшийся пейзаж с разноцветным Южным городом слева, и помощник усмехнулся:

– Прикинь, еще один!

Где-то над многоэтажками и правда блестел неокрашенными боками еще один самолет. Он дыма не оставлял, но тоже разворачивался – лежал в крене, зоркие глаза локомотивщиков хорошо видели крыло, левая консоль которого смотрела в небо, а правая прицелилась в неведомую точку на земле.

– Это Ту-154 с завода, у меня там сосед работает. Снимает комнату у моторвагонного, – уверенно сказал командир. – Он мне фотки показывал, они сначала голые летают, потом красят.

– А над нами тогда что пролетело? Похож вроде.

– Походу такой же…

Однако бригада снова ошиблась: Ту134 с Ту-154, и правда, похожи, но только на первый взгляд. Ту-134 – почти прямой потомок бомбардировщика 1950-х, Ту16, и конструкция у него соответствующая. Огромные элероны без гидроусилителей, довольно скромные закрылки, минимум автоматики – только демпфер курса с единственным гидроусилителем на руле направления да несложный автопилот. Ту-154 же куда хитрее: демпферы и гидроусилители во всех трех каналах, куда более мощные закрылки, а еще на крыле появились предкрылки… Стоп! Для человека, не знакомого с авиацией, эти слова звучат ровно так же, как грот-брам-стень-стаксель для не понимающего в парусниках (в том числе для автора этих строк), а «ловить верхушки» – несерьезный подход, поэтому начнем с основ.

Три плоскости летательного аппарата, от которых отсчитываются размеры и углы: строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ), плоскость симметрии самолета (ПСС) и нулевая дистанция (НД). СГФ, как несложно догадаться, лежит горизонтально, конструкторское бюро может принять за СГФ и плоскость пола салона, и плоскость, делящую фюзеляж надвое, и любую другую. На туполевских машинах, например, принят второй вариант, что видно на рисунках из руководства по технической эксплуатации (РТЭ) Ту-154М. Вертикально вдоль фюзеляжа лежит плоскость симметрии самолета: она делит машину на зеркально-симметричные половины, в анатомии эту плоскость называют сагиттальной. Линия пересечения СГФ и ПСС называется осью самолета или продольной осью, она же ось Х. По ее положению отсчитываются два угла Эйлера из трех, о чем чуть ниже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Когда врачи и пациенты на одной стороне Когда врачи и пациенты на одной стороне

Алгоритм для контроля качества оказываемой помощи

Санкт-Петербургский университет
Развитие технологий в цифрах и фактах Развитие технологий в цифрах и фактах

Технологический прорыв в цифрах: рост, рейтинги и «умные» вещи

РБК
Печать дьявола Печать дьявола

В модной индустрии тоже есть свои инновации, и одна из них – 3D-печать

Правила жизни
Багуловое сердце Багуловое сердце

Рассказы Забайкалья о том, как был сотворен их мир

Вокруг света
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
Код нации Код нации

Генетическая база данных поможет бороться с наследственными заболеваниями

ТехИнсайдер
Кто открыл лазейки в вузы Кто открыл лазейки в вузы

Школьные олимпиады становятся местом отработки способов незаконного поступления

Монокль
Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров Школа для элиты: как выпускник Оксфорда зарабатывает на обучении детей миллионеров

Основатель EdEra School: 360 млн выручки на образовании для состоятельных

Forbes
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Взрывные цены Взрывные цены

Спрос на это удобрение растет на фоне роста потребления в Бразилии

Ведомости
Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически Накопительную часть пенсии «молчунов» могут перевести в ПДС автоматически

О существенных изменениях для инвесторов и клиентов банков и финансовых компаний

Деньги
Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности Трансмонный кубит достиг миллисекундной когерентности

Физики изготовили трансмонные кубиты из напыленной пленки ниобия

N+1
На смену выходят роботы На смену выходят роботы

Как работают нацпроекты технологического лидерства

Эксперт
Как молния выбирает цель Как молния выбирает цель

Как молния находит молниеотвод среди множества других привлекательных целей?

Наука и жизнь
Какие фрукты не стоит есть на завтрак Какие фрукты не стоит есть на завтрак

Какие фрукты самые полезные?

ТехИнсайдер
Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье» Собрать всех друзей: хип-хоп-исполнитель Кассета о новом альбоме «Ателье»

Музыкант Кассета — о специфике работы с другими испольнителями

Forbes
Colossal возродит новозеландских моа Colossal возродит новозеландских моа

Colossal Biosciences заявила о планах возродить новозеландских моа

N+1
Защищать нельзя загорать Защищать нельзя загорать

Загорать или нет? Вот в чём вопрос

Здоровье
Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни» Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни»

Как создаются независимые рестораны? Отвечают эксперты

Ведомости
CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией CAR-NK-терапия из донорских стволовых клеток помогла пациентке с системной склеродермией

Исследователи сообщили об успешном лечении тяжелой системной склеродермии

N+1
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака Таблетка против предвзятости: как Гертруда Элайон придумала первые лекарства от рака

Как упорство и вера в науку помогли Гертруде Элайон изменить медицину?

Forbes
Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом Известный по единственному крылу вид козодоев оказался гибридом

Как ученые раскрыли одну из главных орнитологических загадок спустя 35 лет

N+1
Новые времена Новые времена

Изменения, которые произошли в мире технологий за последние 25 лет

Правила жизни
Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему Оказалось, что большинство кошек предпочитают засыпать на левом боку — и ученые узнали, почему

Почему кошки перед сном чаще всего заваливаются на левый бок?

ТехИнсайдер
Рожденные революцией Рожденные революцией

Как технологическая революция полностью изменит привычные нам гаджеты

Правила жизни
«Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены «Команда молодости нашей»: самые титулованные советские спортсмены

Спортсмены-легенды, которые выступали за СССР крайне успешно

ТехИнсайдер
Тело знает всё Тело знает всё

Ида Галич — о том, почему важно слушать свое тело и как это делать

Новый очаг
С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Открыть в приложении