Зачем самолетам демпферы, гидроусилители, закрылки и предкрылки?

Наука и техникаHi-Tech

Скелетные мышцы самолета – система управления

Иван Варгатый, https://vk.com/vivan755

Гражданский Ту-134А-3 и военный Ту-134АК с антенной КВ-связи сзади. 1 – внешний закрылок, 2 – внутренний закрылок, 3 – элерон, 4 – стабилизатор

Электровозы упирались колесами в крутеющую кривую, отворачивая нос от оставшегося справа Зелененького, крепко сжимали состав: хвост еще был на спуске, напирал, норовя раскатиться и слететь на стрелке. В открытые форточки кабины – кондиционер уже не работает – врываются скрип колес да вой вентиляторов. Но вдруг к этой стальной мелодии добавилась другая, будто бы небесная – гром. Но обычно гром гремит пару секунд, от силы пять – а тут словно лавина!

Помощник вспомнил, что уже слышал подобное, когда был на Грушинском – среди ясного неба ровно минуту гремело. Кто-то из соседей по поляне пояснил, что это гоняют ракетный двигатель на полигоне неподалеку, за Прибрежным. Но здесь-то откуда ракета?! Стоп, а это и не ракета вовсе: из-за верхнего среза лобового стекла выскочил худой, как карандаш, самолет со странным, словно у осы, жалом сзади, за ним тянулись две кривых дымных струи.

– Во соляра паленая, а? – пошутил машинист и небрежно попихал рукой рукоятку контроллера. «Синары» облегченно громыхнули. А тут и встречный показался из-за кривой… Хорошо, если он один, поездной диспетчер, как партизан: ничего не сказал. Тянемся, ползем, осматриваем встречный, вот уже пора и набираться, выползать из ямы… Из-за кривой показался желтый огонь светофора, который тотчас «заулыбался» – замигал. Отлично! Берем четвертую двухпутную вставку без остановки – это на руку, рабочего времени осталось два часа, из Сызрани отправили черт-те когда и в Мыльной продержали черт-те сколько. И вдруг настроение поднялось еще сильнее – слева направо «в кадре» проползла еще одна машина, на сей раз винтокрылая.

– Парад репетируют, походу!

Но бригада ошиблась. Бело-синий старичок Ми-8Т с надписью «Баркол» полз по небу вовсе не по военным делам, а по гражданским – осматривал объекты нефтяников. На широко остекленном балконе его кабины сидели три члена экипажа, и самым занятым выглядел второй пилот: сидит, чуть согнувшись левым плечом к «шагу», правой рукой еле заметно шевелит ручку, ноги в стременах педалей словно у гусара... Вертолет норовил плавно завалиться в сторону, а пилот миллиметровыми движениями ручки возвращал его в горизонт. Чуть двинул – и совсем немного назад. Еще двойное движение. И еще. Рука наконец почуяла натяг пружин – и большой палец не преминул нажать кнопку триммера. Хлопхлоп! Пропахали еще с полкилометра неба, и снова хлоп-хлоп! Над головой звенят двигатели, свистят лопасти, за стенкой хлопают электромагниты триммирования – еще та симфония… В кабине набирающего высоту военного Ту-134 было поспокойнее – лишь свистел воздух в переплете носового остекления да звенели приборы.

Кабина Ту-134А-3. 1 – кресло командира, 2 – колесо штурвала, 3 – колонка штурвала, 4 – педали, 5 – кресло второго пилота

Гремящих в хвосте двигателей слышно не было – вся их ярость доставалась земле, борт уже подлетал к гражданскому порту, обходя его восточнее, а уж жители Новосемейкина и Мирного к грохоту старых самолетов привычны. Уже давно убраны закрылки, двигатели дымят на номинале, пилотирует, как и на барколовской «восьмерке», помощник командира. В наборе высоты работы не очень много – движениями от себя/на себя держи скорость да покачиваниями рогов – курс… Движения небрежные, с виду грубоватые, но и штурвал больше полувека летающего без гидроусилителей Ту-134 не чета почти невесомой ручке Ми-8! На нем ощущается живой скоростной напор, руки пилотирующего вспоминают ощущения из детства, когда они топили в ванной мячик… Такая же живая упругость… Это не может не нравиться, и этого лишены пилоты французских «Аэробусов», обжимающие рукой пружинки боковых ручек.

Тем временем бригада грузового, выскочив к посту, невольно обвела глазами открывшийся пейзаж с разноцветным Южным городом слева, и помощник усмехнулся:

– Прикинь, еще один!

Где-то над многоэтажками и правда блестел неокрашенными боками еще один самолет. Он дыма не оставлял, но тоже разворачивался – лежал в крене, зоркие глаза локомотивщиков хорошо видели крыло, левая консоль которого смотрела в небо, а правая прицелилась в неведомую точку на земле.

– Это Ту-154 с завода, у меня там сосед работает. Снимает комнату у моторвагонного, – уверенно сказал командир. – Он мне фотки показывал, они сначала голые летают, потом красят.

– А над нами тогда что пролетело? Похож вроде.

– Походу такой же…

Однако бригада снова ошиблась: Ту134 с Ту-154, и правда, похожи, но только на первый взгляд. Ту-134 – почти прямой потомок бомбардировщика 1950-х, Ту16, и конструкция у него соответствующая. Огромные элероны без гидроусилителей, довольно скромные закрылки, минимум автоматики – только демпфер курса с единственным гидроусилителем на руле направления да несложный автопилот. Ту-154 же куда хитрее: демпферы и гидроусилители во всех трех каналах, куда более мощные закрылки, а еще на крыле появились предкрылки… Стоп! Для человека, не знакомого с авиацией, эти слова звучат ровно так же, как грот-брам-стень-стаксель для не понимающего в парусниках (в том числе для автора этих строк), а «ловить верхушки» – несерьезный подход, поэтому начнем с основ.

Три плоскости летательного аппарата, от которых отсчитываются размеры и углы: строительная горизонталь фюзеляжа (СГФ), плоскость симметрии самолета (ПСС) и нулевая дистанция (НД). СГФ, как несложно догадаться, лежит горизонтально, конструкторское бюро может принять за СГФ и плоскость пола салона, и плоскость, делящую фюзеляж надвое, и любую другую. На туполевских машинах, например, принят второй вариант, что видно на рисунках из руководства по технической эксплуатации (РТЭ) Ту-154М. Вертикально вдоль фюзеляжа лежит плоскость симметрии самолета: она делит машину на зеркально-симметричные половины, в анатомии эту плоскость называют сагиттальной. Линия пересечения СГФ и ПСС называется осью самолета или продольной осью, она же ось Х. По ее положению отсчитываются два угла Эйлера из трех, о чем чуть ниже.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Плавучие концлагеря Третьего Рейха: Печальный конец Плавучие концлагеря Третьего Рейха: Печальный конец

Об эвакуации главных концлагерей в связи с приближением британских войск

Наука и техника
Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам Интернет из папки: готовы ли российские суды доверять электронным доказательствам

Как цифровизация сказывается на судебных процессах в России?

Forbes
Как развивать российское производство в эпоху потрясений? Как развивать российское производство в эпоху потрясений?

«Армед»: от перепродажи из Китая до собственного производства медтехники в РФ

Монокль
Рыбный день Рыбный день

Рыба — один из древнейших символов в ювелирном искусстве...

Y Magazine
Моя история Моя история

Александр Галич смог увидеть даже не завтрашний, а послезавтрашний день

Дилетант
Техно реализм Техно реализм

К чему ведут нас гаджеты и как революция в коммуникациях влияет на творчество

Правила жизни
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте Длительное ожирение вызвало экспрессию биомаркеров старения в молодом возрасте

Как ожирение снижает ожидаемую продолжительность жизни

N+1
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
«Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода «Ах, как хочется вернуться»: 10 российских сериалов 1990-х и 2000-х, ставших частью нашего культурного кода

Главные сериалы, на которых выросло целое поколение

Правила жизни
Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории Раскусить преступника: 10 самых сильных криминалистов в истории

Личности, которым удалось войти в историю как гениям криминалистики

ТехИнсайдер
Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни» Вячеслав Осин и Вадим Зуйков: «Ресторан – это точка сборки городской жизни»

Как создаются независимые рестораны? Отвечают эксперты

Ведомости
Страховка с биткойном Страховка с биткойном

Как работают инвестиционные полисы с привязкой к биткойну

Ведомости
Умный напарник Умный напарник

Фитнес-браслет проследит за здоровьем персонала на промышленных предприятиях

Санкт-Петербургский университет
Как женщины меняют правила игры в e-commerce: от «девочек из маркетинга» до CEO Как женщины меняют правила игры в e-commerce: от «девочек из маркетинга» до CEO

Мне не было и тридцати, меня считали «девочкой из маркетинга»...

Inc.
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100) Установка для очистки отработанных масел УОМ-3М(100)

Как установка УОМ-3М(100) очищает отработанное моторное масло

Наука и техника
Свой уголок Свой уголок

Что можно обустроить на даче кроме сада и огорода

Лиза
По зову Азова По зову Азова

Пляжи, достопримечательности и лучшие места для туризма на Азовском море

Лиза
Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс Вода, еда, ночлег: что могут требовать туристы, попавшие в авиационный коллапс

Как вести себя туристам во время авиационных коллапсов

Forbes
Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста Мудборд: Арнольд Шварценеггер из восьмидесятых как эталонное воплощение стиля культуриста

Как выглядел Арнольд Шварценеггер в восьмидесятых и что влияло на его стиль?

Правила жизни
Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком Почти вся пластиковая упаковка загрязнила пищу микропластиком

Микро- и нанопоастик переходит из пластикосодержащей упаковки в еду и напитки

N+1
Путешественникам начертили схему Путешественникам начертили схему

Определены инвестиционные лоты для развития туристических макрорегионов

Эксперт
Стремечко назвали идеальной костью для палеогеномного исследования Стремечко назвали идеальной костью для палеогеномного исследования

Почему при анализе древней ДНК нужно отдавать предпочтение стремечку

N+1
Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году Трагедия на химическом заводе Philips в 1989 году

Что привело к ужасной трагедии на заводе Philips и какими стали ее последствия

ТехИнсайдер
Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы Гранфлюенсеры: каких российских блогеров старше 50 лет смотрят зумеры и миллениалы

Возрастные инфлюенсеры, контент которых смотрят зумеры

Forbes
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов 4 ингредиента, которых не должно быть в твоем шампуне: мнение трихологов

Ингредиенты в шампунях, которые могут нанести урон здоровью кожи головы

VOICE
«Медицина стала точной наукой» «Медицина стала точной наукой»

Революция в изучении человека и новые методы терапии рака: мнение профессора РАН

Монокль
Closer Closer

Молодая команда Saro и Closer меняет гастросцену Петербурга и задаёт тренды

Собака.ru
Открыть в приложении