Плавучие концлагеря Третьего Рейха: Печальный конец
3 мая 1945 года британские бомбы обрушились на стоявшие в Любекской бухте пароходы “Cap Arcona”, “Deutschland”, “Athen” и “Thielbek”, погибло более семи тысяч человек, в основном заключенных немецких концентрационных лагерей. Уже пал Берлин, Третий Рейх находился при последнем издыхании, так какой же смысл был в этом налете? Ведь уже на следующий день германские вооруженные силы в северной Германии капитулировали перед англичанами.
В 1938 году в предместье Гамбурга Нойенгамме (Neuengamme) был образован концентрационный лагерь, а начиная с октября 1942 года к нему присоединились еще около 85 лагерей-спутников. Всего в 1938–1945 гг. через эти лагеря прошло около 106 тыс. заключенных 28 национальностей: граждан СССР (34350), поляков (16900), французов (11500), немцев (9200), голландцев (6950), бельгийцев (4800), датчан (4800). 42900 узников погибли, в том числе и от налетов союзной авиации. Среди погибших было 26300 граждан СССР. К концу 1944 года в этой сети концлагерей находилось около 49 тыс. заключенных, включая 10 тыс. женщин. За время существования лагерей Нойенгамме их охрану осуществляли 4500 эсэсовцев (в среднем по 500 в любой период времени). В расчете на один лагерь совсем немного.
Не надо забывать и о том, что до начала Второй мировой войны подавляющую часть заключенных составляли так называемые асоциальные элементы – проститутки, уголовные преступники, гомосексуалисты, члены секты «Свидетели Иеговы», дельцы черного рынка и только сравнительно небольшое количество «политических» (коммунисты, социал-демократы и т.п.), евреев и цыган. После начала войны к ним добавилось огромное количество военнопленных и гражданских лиц с оккупированных территорий.
В октябре 1944 года на заседании руководства Главного хозяйственно-административного управления СС (SSWirtschaftsund Verwaltungshaupamt) рассматривался животрепещущий вопрос о судьбе концлагерей и их заключенных. Приближающиеся войска союзников могли бы открыть страшную картину злодеяний нацистов.
В начале марта 1945 года старший начальник СС и полиции Гамбурга Георг-Хеннинг граф фон Бассевитц-Бер (Georg-Henning Graf von Bassewitz-Behr) и гауляйтер города Карл Кауфманн (Karl Kaufmann), бывший одновременно рейхскомиссаром по морскому транспорту (Reichskommissar für Deutsche Seeschifffahrt), приняли решение об эвакуации заключенных концлагерей.
Узники лагерей-спутников Нойенгамме в конце марта – начале апреля были переведены в лагеря Берген-Бельсен и Оснабрюк. 8 апреля во время налета союзной авиации на железнодорожный состав, перевозивший этих заключенных, погибло около 3,5 тыс. человек.
19 апреля в связи с приближением британских войск был отдан приказ об эвакуации главного лагеря. С 20 по 26 апреля около 9 тыс. заключенных были перевезены или пришли пешком из Нойенгамме в Любек, где большинство из них перевели на борт трех судов: пассажирского лайнера “Cap Arcona” и грузовых пароходов “Thielbek” и “Athen”. Это решение принималось будто бы из опасения того, что при неминуемом освобождении заключенные приступят к погромам и грабежам в Гамбурге и его окрестностях.
По одной информации, заключенных затем предполагалось перевезти в лагеря на острове Фемарн или в Норвегию, передать Швеции, а по другой – утопить вместе с судами в море.
В конце апреля при посредничестве шведского Красного Креста несколько тысяч заключенных скандинавских национальностей, а также часть других, по мнению СС, представлявших наименьшую опасность для Рейха, в основном женщины и дети, были переправлены в Швецию. Среди них находились и ряд узников с судов-тюрем. Вечером 2 мая сотни заключенных из концлагерей Штуттхоф и Миттельбау-Дора были погружены на баржи и доставлены к стоявшим на якоре в Любекской бухте судам, но те отказались их принимать, ссылаясь на перегруженность. Баржи вернулись в Нойштадт, где около пятисот заключенных были расстреляны на их борту или на пляже, а также убиты местными жителями.
Около 600–700 заключенных остались в главном лагере, где под надзором эсэсовцев уничтожали документацию, сносили часть построек и зачищали территорию, а 2 мая покинули лагерь. Вошедшие на следующий день на территорию Нойенгамме британские солдаты обнаружили опустевший и чистый лагерь.
Хотя представители международного Красного Креста, имевшие свой офис в Любеке, в течение нескольких дней, включая утро 3 мая, информировали британское командование о том, что на борту нескольких судов в Любекской бухте находится 7–8 тыс. заключенных концлагерей, английское военное командование приняло решение об авиаударе по этим судам. При этом англичане считали, что на борту этих пароходов будто бы находились немецкие войска и нацистские руководители высокого ранга, намеревавшиеся продолжить войну с территории Дании и Норвегии. Авиаразведка обнаружила эти суда стоящими на якоре среди военных кораблей.