Режиссер Валерий Фокин — о библейских текстах и вкусах современного зрителя

ВедомостиКультура

Валерий Фокин: Театр вписан в контекст времени

Наталья Витвицкая
пт. 17.01.2025

Фото предоставлено пресс-службой Александринского театра

Валерий Фокин – режиссер с мировым именем. Он начал ставить спектакли еще в конце 60-х гг. За его плечами 15 лет работы в театре «Современник», руководство Театром им. Ермоловой, создание Центра им. Вс. Мейерхольда и, наконец, 20 лет на посту художественного руководителя Александринского театра. В июле 2024 г. Фокин стал президентом этого театра.

В театре Фокин всегда обращается к самым острым и болезненным темам – как личным, так и общественным. Фокинскую режиссуру отличает емкость сценических метафор, глубина психологического анализа, острота мышления, но самое главное – масштаб выбранной идеи.

В интервью «Ведомостям» режиссер рассказал, зачем ставить библейские тексты, что выбирает сегодняшний зритель и почему важно соизмерять спектакли с тем, «что происходит за окнами».

«Публика в широком смысле слова очень любит, чтобы ее не трогали»

– Как и когда возникла идея ставить Книгу Иова из Ветхого Завета?

– У меня всегда есть несколько таких идей, которые я хотел бы осуществить. Совершенно не обязательно, что это произойдет, иногда все случается только спустя несколько лет. В этой «копилке», кроме «Иова», лежала «Песнь Песней» и история про Иуду из Нового Завета. Мне хотелось сделать трилогию, но по разным причинам не случилось. Когда появилась возможность поставить «Иова», я с удовольствием начал репетировать.

– Понятно, что тема оправдания или не оправдания человеческих страданий – вечная, и все же что именно вам откликнулось в этом тексте?

– Его пронзительность. Как вы верно заметили, вопросы, которые задает человек себе и Богу, – они всегда были, есть и будут. За всю многотысячную историю люди никогда в раю не жили. А потому вопросы наказания, отношений с собой, своими желаниями, мотивами... они живут в нас от рождения, генетически. Я на них тоже реагирую. Другое дело, что нужно было найти форму. Ты можешь хотеть поставить что угодно, но нужно понимать, как поставить. Все-таки библейский текст – непростой материал.

– Какую форму вы выбрали?

– Я убежден, что режиссеру ничего про свой спектакль объяснять не нужно. Скажу только одно: когда у меня возникло ощущение пространства, подчеркиваю – не театрального пространства, все остальное сложилось.

– Пространство действительно уникальное. Спектакль идет в Царском фойе. Вы хотели ставить там спектакль изначально?

– Нет, изначально я думал арендовать какой-нибудь особняк в Питере или Москве. Если поедем на гастроли в столицу, возможно, особняк все-таки случится. Мне было нужно, чтобы это была не театральная территория. Понятно, что никто не делает вид, что это не игра. Это невозможно. Но тем не менее важно, чтобы была эстетическая сшибка между восприятием пространства и тем, что внутри него происходит. В результате я остановился на Царском фойе: по своей архитектуре, антуражу оно подходит.

– Как именно подходит? Как-то помогает?

– Здесь (в Александринском театре. – «Ведомости») многое помогает, если в это верить и отдаваться театру искренне. Здание, намоленное столетиями. Вообще, все старинные театральные здания вступают в свои отношения с текстами, произнесенными с их сцен. Это может быть диалог, а может быть отторжение. Я видел такой спектакль на Основной сцене – это выглядело как два параллельных сюжета. На сцене свое что-то «дуют», а зал холоден и отстранен. А бывает наоборот: ты вступаешь даже в конфликтный диалог, зал чувствует, что с ним разговаривают, и откликается. Первым это открыл Мейерхольд. На своем «Дон Жуане» зажег свет в зрительном зале. Дело не в том, конечно, что он зажег свет, а в том, что понял – с этим зданием и его архитектурой нужно вступать в разговор. И разговаривать с ним художественно.

– И вы, и актеры это делаете. Интересно, что в программке спектакля все, кто над ним работал, обозначены как авторы. Не было обычного распределения ролей?

– Было. Но я не хотел, чтобы было указано, кто кого играет. Я не люблю слова «проба», «эксперимент». Они настолько затасканы сегодня – все кому не лень рассказывают, что они экспериментируют и «лабораторничают». Но «Иов» – это действительно другой театр. И поскольку мы работали одной компанией, значит, и в программке должны быть так указаны.

– Вам важно, чтобы артисты были с вами заодно в смыслах? Или они могут вам оппонировать?

– Оппонировать они могут, ради бога, я готов. Только тогда это должно быть очень убедительно. Такое происходит крайне редко.

– Чтобы никто не спорил, наверное, нужно очень подробно разобрать текст? Сколько длился «застольный период»?

– Скорее, был процесс подготовки – этюдов, упражнений. Вот этим мы занимались. А разбора подробного не было. Здесь он лишний.

– От актеров вы ждете единомыслия. А от публики? Ждете ли вы какой-то определенной реакции?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Мне интересно заниматься фестивалями» «Мне интересно заниматься фестивалями»

Сергей Капков: новое поколение и судьба индустрии развлечений в новой реальности

Правила жизни
Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских Карельские медведи оказались самыми подвижными среди европейских

Свободнее всего в Европе пространство осваивают карельские медведи

N+1
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Постельные сцены Постельные сцены

14 фактов о сне, которые сделают твои ночи комфортнее

Лиза
Дикие павианы не прошли зеркальный тест Дикие павианы не прошли зеркальный тест

Исследователи провели зеркальный тест на диких медвежьих павианах

N+1
Темный угол Темный угол

10 мест, которые остаются грязными даже после генеральной уборки

Лиза
5 правил перезагрузки 5 правил перезагрузки

Как избавиться от лишних килограммов

Лиза
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
«Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства «Я слишком ленив, чтобы измениться»: упражнение, которое поможет взять ответственность за свои чувства

Как вы ощущаете свои эмоции — как хозяин или как гость?

Psychologies
Как исчезнет человечество? Топ-5 интересных гипотез о закате нашей цивилизации Как исчезнет человечество? Топ-5 интересных гипотез о закате нашей цивилизации

Какой может стать угроза, которая уничтожит наш вид?

ТехИнсайдер
Священный знак Священный знак

«Кого Юпитер хочет опозорить, лишает своего орла»

Дилетант
Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными Ксерокс, термос и аспирин: 10 названий брендов, которые стали именами нарицательными

Эскалатор, пинг-понг, фрисби — слова, которые раньше были названиями брендов

ТехИнсайдер
12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям 12 привычек, которые стоит в себе воспитать, чтобы нравиться людям

Привычки, которые подойдут вам, если вы хотите слыть приятным человеком

Maxim
Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью» Как живет Ребекка Шаррок — человек с «идеальной автобиографической памятью»

Ребекка Шаррок — одна из немногих в мире, кто обладает гипертимезией

ТехИнсайдер
Ныряющий «воробей» Ныряющий «воробей»

Почему необычную птаху, проводящую часть жизни под водой, назвали оляпкой?

Наука и жизнь
Остойчивость превыше всего Остойчивость превыше всего

Что такое остойчивость и почему это качество так важно для кораблей

Наука и техника
«Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций «Я все для него делаю, а он!»: 10 способов самообороны от манипуляций

Хотите инструкцию, какие принять меры против манипуляций?

Psychologies
Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом Бэтмен, машинист и американский психопат: 10 фильмов с Кристианом Бэйлом

Вспоминаем десять лучших фильмов с участием Кристиана Бэйла

Правила жизни
Британская жемчужина Британская жемчужина

О яхте Pearl 82 без пафосных слов

Y Magazine
Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей Регистрация программного обеспечения: щит в мире цифровых идей

Почему интеллектуальная собственность так недооценивается?

Наука и техника
Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным» Как изменились современные школьники: ученые называют это поколение «стеклянным»

Об особенностях стеклянного поколения: традиционные методы обучения неэффективны

ТехИнсайдер
Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий Ночевка на стойбище, селфи с мамонтами и езда на собачьих упряжках: почему стоит выбрать Югру для зимних путешествий

Чем заняться в Югре и почему вам нужно исследовать этот северный регион России?

Psychologies
Страх одиночества Страх одиночества

В чем причины изолофобии и как с ней справиться

Лиза
Миллионы за штопку дырок Миллионы за штопку дырок

За год белые хакеры обнаружили более 6000 уязвимостей в российских IТ-системах

Ведомости
Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике Когда растает лед: принесет ли глобальное потепление войну в Арктике

Арктика может стать предметом не только споров, но и открытого столкновения

Forbes
Палитра вкусов Палитра вкусов

Гастрономический туризм в Японии – особое времяпрепровождение

Вокруг света
Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен Что такое тест СМИЛ (MMPI) и для чего он нужен

Что такое тест СМИЛ и как его проходить правильно

РБК
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

Как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях

Правила жизни
Что будет с журналистикой в эпоху искусственного интеллекта? Узнайте мнение эксперта! Что будет с журналистикой в эпоху искусственного интеллекта? Узнайте мнение эксперта!

С какими рисками и возможностями столкнется журналистика с развитием ИИ?

ТехИнсайдер
Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса

Как работает неформальная экономика во времена нестабильности

Forbes
Открыть в приложении