Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

АгроинвесторБизнес

Акцент на разумную бережливость

Производители и торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Галина Денисова

Shutterstock

В 2024 году уровень реальных доходов населения продолжил увеличиваться, однако активно дорожающие товары и услуги не позволяют потребителю покупать больше. Наоборот, приходя в супермаркет, люди все внимательнее относятся к тому, чем наполняют свою продуктовую корзину. При этом экономить на качестве и необходимом ассортименте покупатели не готовы. Поставщики товаров и ритейл, реагируя на данный тренд, ищут возможности удовлетворить потребителя без ущерба для бизнеса.

По данным Росстата, на фоне роста цен на продукты питания в четвертом квартале завершившегося года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился до –9 % с –7 % по итогам июля — сентября. За январь — ноябрь 2024-го в сравнении с таким же периодом 2023-го продовольствие в среднем подорожало на 9 %. Среди лидеров роста за 11 месяцев — куриные яйца, сливочное масло, плодоовощная продукция, курица, хлебобулочные изделия и рыба (см. график на стр. 34). Стоит отметить, что в сегменте непродовольственных товаров похожими темпами дорожали только медикаменты (+11 % к показателю 2023 года), строительные материалы (+8 %) и бензин (+7,7 %). Однако остальные группы товаров увеличились в стоимости гораздо меньше — на 2–5 %.

Традиционного удешевления овощей из «борщевого набора» после сбора урожая из-за его сокращения тоже не произошло. В ноябре к октябрю цена репчатого лука поднялась на 19 %, картофеля — на 17,6 %, белокочанной капусты — на 16,1 %, столовой свеклы — на 10,4 %, моркови — на 5,7 %. Сезонно подорожали и другие овощи: огурцы — на 42,6 %, а помидоры — на 22,8 %. Все это усилило курс массового потребителя на разумную бережливость.

Согласно оценке исследовательского холдинга РОМИР, 39 % россиян тратят на продукты питания от 30 до 50 % общего объема своего кошелька, а 33 % жителей страны — 50 % и более. При этом состав продуктового набора не сокращается. Центробанк объясняет тенденцию увеличением реальных доходов населения. Так, по подсчетам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы на человека в первом квартале 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го выросли на 6,4 %, во втором — на 9,8 %, в третьем — на 9,4 %.

Независимые эксперты дают еще одно объяснение: россияне (кроме покупателей премиального сегмента) еще в 2022–2023 годах сформировали универсальный набор продуктов, необходимый для жизни домохозяйства, из которого нельзя исключить какой-либо продукт без ущерба для полноценного питания. Деликатесами же балуют себя изредка, например на новогодние праздники. А экономить жители страны предпочитают не на еде, а на дорогостоящих покупках и товарах длительного пользования, отдыхе и развлечениях. Согласно данным РОМИР, готовность экономить на этих категориях в 2024 году выразили 44 % россиян. Выводы исследовательской компании подтверждает октябрьский опрос HeadHunter, согласно которому регулярные траты на еду остаются наиболее значимой частью бюджета для 91 % респондентов.

Тенденция массового сегмента

Большинство экспертов считают, что тренд на бережливую покупательскую стратегию долгосрочный. Он может слегка видоизменяться по форме (акции, программы лояльности, дискаунтеры), но по сути сохранится, так как является общемировой практикой. «Несмотря на позитивную динамику, потребительское поведение характеризуется рациональностью и бережливостью, что проявляется в активном переключении между онлайн- и офлайн-каналами продаж, обусловленном как удобством, так и возможностью сравнения цен, — комментирует директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина. — Выбор товаров также ориентирован на рационализацию расходов, что является следствием многолетнего опыта преодоления экономических трудностей (в среднем на одного россиянина приходится семь-девять кризисов). Сокращение временноѓо горизонта планирования покупок приводит к ограничению объемов приобретаемых товаров за один визит».

Покупатели более рационально подходят к своим тратам, тщательно изучают промо-предложения в крупных торговых сетях, при этом ориентируются не только на стоимость, но и на качество и удобство, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Фокус на умное потребление, поиск лучших ценовых предложений и наиболее привлекательных программ лояльности ритейлеров вошли уже в привычку потребителей, став базовой поведенческой моделью», — утверждает он. Покупатели стараются максимально эффективно использовать возможности программ лояльности торговых сетей, включая кэшбек и скидки. У крупнейших ритейлеров десятки миллионов участников программ лояльности, а доля покупок с использованием карт лояльности находится в диапазоне от 65 до 96 %, приводит цифры эксперт.

Пресс-служба Х5 Group (продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный Яр» и «Слата») подтверждает, что «бережливое потребление» превалирует, и покупатели используют разные способы экономии: есть спрос на магазины у дома и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок (СТМ), а также продукцию низкого ценового сегмента.

А вот в группе «Черкизово» видят некоторое снижение доли потребителей, старающихся сэкономить при покупке продовольственных товаров, что объясняют ростом доходов. Хотя в целом тренд на бережливость все же сохраняется, признает представитель компании.

Об этом же говорят и специалисты ГАП «Ресурс». «По имеющимся у нас оценкам, в 2024 году при приобретении потребительских товаров экономить стремились 60 % покупателей, тогда как в 2023-м — 64 %, — обращает внимание представитель группы. — Таким образом, можно сказать, что в поведении потребителей тренд на бережливость по-прежнему превалирует, хотя он и снижается в условиях увеличения реальных располагаемых доходов населения. Да и вообще бережливость уже стала устоявшимся поведением: практически все типы покупателей, за редким исключением — чаще всего в премиум-сегменте, так или иначе стремятся к экономии».

Среди других изменений в поведении потребителей специалисты «Ресурса» выделяют тренд на сокращение времени на приготовление пищи. Он проявляется в повышении спроса на полуфабрикаты, готовые замороженные или готовые к употреблению продукты, доставку еды из заведений общепита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С хмелем сумеем? С хмелем сумеем?

В стране нужно активнее развивать хмелеводство для импортонезависимости

Агроинвестор
Положительная мотивация: 4 совета, как войти в состояние потока и добиться поставленных целей Положительная мотивация: 4 совета, как войти в состояние потока и добиться поставленных целей

Как работает положительная мотивация и почему она нужна каждому из нас?

Psychologies
Тарифный блеф Трампа Тарифный блеф Трампа

Насколько сильно США зависит от импорта из стран БРИКС?

Монокль
Как стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их мягкость и тепло: полезные советы Как стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их мягкость и тепло: полезные советы

Как правильно стирать флисовые вещи, чтобы сохранить их первоначальные качества

ТехИнсайдер
Мышь против 007 Мышь против 007

Краткая история «Тома и Джерри»

Weekend
Секс в положении Секс в положении

Как будущей маме получать удовольствие в постели и не навредить малышу

Лиза
Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега Воздушные винты помогли ходячему роботу сохранить равновесие во время бега

Робот KOU-III не может летать — он использует винты для равновесия

N+1
Микроскопическая угроза Микроскопическая угроза

Ученые СПбГУ изучают сверхмелкий космический мусор

Санкт-Петербургский университет
7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды 7 фильмов про близнецов, которые стоит увидеть хотя бы единожды

Фильмы, которые показывают невероятную химию между близнецами

Maxim
Стройная и гибкая Стройная и гибкая

Ты заметишь результат уже через 3 недели регулярных тренировок

Лиза
Что делать при утере банковской карты: блокировка, защита средств, восстановление Что делать при утере банковской карты: блокировка, защита средств, восстановление

Какие шаги необходимо предпринять, если потерял банковскую карту

Inc.
Вода королевы Вода королевы

О некоторых удивительных ароматах и ингредиентах раньше сочиняли легенды

Вокруг света
Как папа Карло Как папа Карло

Как химик-технолог и редактор Men's Health пришел к жизни, наполненной смыслом

Afternoon Seasons of life
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения Фатальное влечение: 10 эротических фильмов про обреченные отношения

Кино, посвященное фатальным эротическим отношениям — на работе и за ее пределами

Правила жизни
Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците Кофе и нейросети: какую роль играет ИИ в привлечении зумеров при кадровом дефиците

Как в борьбе за таланты генеративный ИИ становится ключевым инструментом

Forbes
Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов Челюсть из Сварткранса указала на потенциально новый вид парантропов

Ученые повторно исследовали нижнюю челюсть SK-15, которую нашли в 1949 году

N+1
Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок» Дочь Михаила Ульянова: «От гнева папы я падала в обморок»

Вокруг нашей семьи часто слагали какие-то легенды

Коллекция. Караван историй
Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса Поле битвы — спорт: почему в США сорвался запуск уникального стримингового сервиса

Нюансы скандального дела Venu Sports и монополии медиаимперий

Forbes
«Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра» «Хризапелия прыгает с ветки, расправив ребра»

Где живут, чем питаются и как летают змеи — и почему у них раздвоенный язык

Weekend
Архипанки Архипанки

Представители архитектурной молодежной сцены, устраивающие реновацию смыслов

Собака.ru
Скрытые причины полноты Скрытые причины полноты

Почему не получается похудеть, хотя есть и мотив, и готовность, и диета?

Лиза
Игорь Кузьмичев Игорь Кузьмичев

Экскурсия по локациям андеграундного Ленинграда от историка Игоря Кузьмичева

Собака.ru
Дружба среднего возраста Дружба среднего возраста

Размышляем, где взять новых друзей человеку, перешагнувшему 45-летний рубеж

Afternoon Seasons of life
«Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE «Выигрывают только выносливые»: как работает финансовая стратегия FIRE

Реально ли стать «пенсионером», пока ты еще достаточно молод?

Forbes
Тип привязанности и секс: есть ли связь? Тип привязанности и секс: есть ли связь?

Отсутствие надежной привязанности напрямую влияют на отношения с сексом

Psychologies
Закупились отечественным Закупились отечественным

Госзакупки российских автомобилей выросли на 9% в 2024 г.

Ведомости
Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья Хорошего понемногу: почему спать слишком долго вредно для здоровья

Чрезмерный сон может привести к печальным последствиям

ТехИнсайдер
Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога

Проверенные техники для борьбы с тревогой и укрепления уверенности в себе

Psychologies
Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос Быстрее, выше, дешевле: как Маск и Безос делят космос

Илон Маск против Джеффа Безоса: кто успешнее осваивает космос?

Forbes
Открыть в приложении