Торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

АгроинвесторБизнес

Акцент на разумную бережливость

Производители и торговые сети приспосабливаются к изменению потребительского поведения

Галина Денисова

Shutterstock

В 2024 году уровень реальных доходов населения продолжил увеличиваться, однако активно дорожающие товары и услуги не позволяют потребителю покупать больше. Наоборот, приходя в супермаркет, люди все внимательнее относятся к тому, чем наполняют свою продуктовую корзину. При этом экономить на качестве и необходимом ассортименте покупатели не готовы. Поставщики товаров и ритейл, реагируя на данный тренд, ищут возможности удовлетворить потребителя без ущерба для бизнеса.

По данным Росстата, на фоне роста цен на продукты питания в четвертом квартале завершившегося года индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения России, снизился до –9 % с –7 % по итогам июля — сентября. За январь — ноябрь 2024-го в сравнении с таким же периодом 2023-го продовольствие в среднем подорожало на 9 %. Среди лидеров роста за 11 месяцев — куриные яйца, сливочное масло, плодоовощная продукция, курица, хлебобулочные изделия и рыба (см. график на стр. 34). Стоит отметить, что в сегменте непродовольственных товаров похожими темпами дорожали только медикаменты (+11 % к показателю 2023 года), строительные материалы (+8 %) и бензин (+7,7 %). Однако остальные группы товаров увеличились в стоимости гораздо меньше — на 2–5 %.

Традиционного удешевления овощей из «борщевого набора» после сбора урожая из-за его сокращения тоже не произошло. В ноябре к октябрю цена репчатого лука поднялась на 19 %, картофеля — на 17,6 %, белокочанной капусты — на 16,1 %, столовой свеклы — на 10,4 %, моркови — на 5,7 %. Сезонно подорожали и другие овощи: огурцы — на 42,6 %, а помидоры — на 22,8 %. Все это усилило курс массового потребителя на разумную бережливость.

Согласно оценке исследовательского холдинга РОМИР, 39 % россиян тратят на продукты питания от 30 до 50 % общего объема своего кошелька, а 33 % жителей страны — 50 % и более. При этом состав продуктового набора не сокращается. Центробанк объясняет тенденцию увеличением реальных доходов населения. Так, по подсчетам Росстата, реальные располагаемые денежные доходы на человека в первом квартале 2024 года по сравнению с таким же периодом 2023-го выросли на 6,4 %, во втором — на 9,8 %, в третьем — на 9,4 %.

Независимые эксперты дают еще одно объяснение: россияне (кроме покупателей премиального сегмента) еще в 2022–2023 годах сформировали универсальный набор продуктов, необходимый для жизни домохозяйства, из которого нельзя исключить какой-либо продукт без ущерба для полноценного питания. Деликатесами же балуют себя изредка, например на новогодние праздники. А экономить жители страны предпочитают не на еде, а на дорогостоящих покупках и товарах длительного пользования, отдыхе и развлечениях. Согласно данным РОМИР, готовность экономить на этих категориях в 2024 году выразили 44 % россиян. Выводы исследовательской компании подтверждает октябрьский опрос HeadHunter, согласно которому регулярные траты на еду остаются наиболее значимой частью бюджета для 91 % респондентов.

Тенденция массового сегмента

Большинство экспертов считают, что тренд на бережливую покупательскую стратегию долгосрочный. Он может слегка видоизменяться по форме (акции, программы лояльности, дискаунтеры), но по сути сохранится, так как является общемировой практикой. «Несмотря на позитивную динамику, потребительское поведение характеризуется рациональностью и бережливостью, что проявляется в активном переключении между онлайн- и офлайн-каналами продаж, обусловленном как удобством, так и возможностью сравнения цен, — комментирует директор по работе с клиентами РОМИР Анастасия Сидорина. — Выбор товаров также ориентирован на рационализацию расходов, что является следствием многолетнего опыта преодоления экономических трудностей (в среднем на одного россиянина приходится семь-девять кризисов). Сокращение временноѓо горизонта планирования покупок приводит к ограничению объемов приобретаемых товаров за один визит».

Покупатели более рационально подходят к своим тратам, тщательно изучают промо-предложения в крупных торговых сетях, при этом ориентируются не только на стоимость, но и на качество и удобство, отмечает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. «Фокус на умное потребление, поиск лучших ценовых предложений и наиболее привлекательных программ лояльности ритейлеров вошли уже в привычку потребителей, став базовой поведенческой моделью», — утверждает он. Покупатели стараются максимально эффективно использовать возможности программ лояльности торговых сетей, включая кэшбек и скидки. У крупнейших ритейлеров десятки миллионов участников программ лояльности, а доля покупок с использованием карт лояльности находится в диапазоне от 65 до 96 %, приводит цифры эксперт.

Пресс-служба Х5 Group (продуктовая розничная торговая компания, управляющая торговыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик», «Около», «Виктория», «Красный Яр» и «Слата») подтверждает, что «бережливое потребление» превалирует, и покупатели используют разные способы экономии: есть спрос на магазины у дома и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок (СТМ), а также продукцию низкого ценового сегмента.

А вот в группе «Черкизово» видят некоторое снижение доли потребителей, старающихся сэкономить при покупке продовольственных товаров, что объясняют ростом доходов. Хотя в целом тренд на бережливость все же сохраняется, признает представитель компании.

Об этом же говорят и специалисты ГАП «Ресурс». «По имеющимся у нас оценкам, в 2024 году при приобретении потребительских товаров экономить стремились 60 % покупателей, тогда как в 2023-м — 64 %, — обращает внимание представитель группы. — Таким образом, можно сказать, что в поведении потребителей тренд на бережливость по-прежнему превалирует, хотя он и снижается в условиях увеличения реальных располагаемых доходов населения. Да и вообще бережливость уже стала устоявшимся поведением: практически все типы покупателей, за редким исключением — чаще всего в премиум-сегменте, так или иначе стремятся к экономии».

Среди других изменений в поведении потребителей специалисты «Ресурса» выделяют тренд на сокращение времени на приготовление пищи. Он проявляется в повышении спроса на полуфабрикаты, готовые замороженные или готовые к употреблению продукты, доставку еды из заведений общепита.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Через гены к экономической эффективности Через гены к экономической эффективности

В России создается собственная база данных для генотипирования КРС

Агроинвестор
Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа Противовирусные не принесли значимой пользы при амбулаторном лечении гриппа

Противовирусная терапия не влияет на смертность при нетяжелом течении гриппа

N+1
Когда рук не хватает Когда рук не хватает

Мировой путь автоматизации производства

Эксперт
Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова Незамеченная революция новатора-мученика: что нужно знать про Варлама Шаламова

Какую революцию Шаламов совершил в литературе и чем он отличается от Фуко

СНОБ
Гипотеза бабушек Гипотеза бабушек

Зачем животным старшие поколения и как они передают опыт

Вокруг света
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин Детский стресс повлиял на метилирование ДНК в сперматозоидах у взрослых мужчин

В сперме у мужчин с тяжелым детством уровень метилирования ДНК ниже

N+1
Под покровительством Ньёрда Под покровительством Ньёрда

Какой Njörd 30 Cabin во время теста? Об этом бренде пока знают немногие

Y Magazine
Кушать подано! Кушать подано!

Чем кормить птиц и белок зимой

Лиза
Плохая идея: куда точно не нужно идти на первое свидание Плохая идея: куда точно не нужно идти на первое свидание

Разбираемся, куда и почему лучше не идти с незнакомцем/незнакомкой в первый раз

Maxim
Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки Нейронаука в фотографии! Как психология внимания формирует ваше мнение о снимках: факты и лайфхаки

Почему одни фотографии мгновенно привлекают внимание, а другие не замечаются?

ТехИнсайдер
Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия Руфь Гринько «Комната утешения». Сказка как терапия

Отрывок из повести-сказки, которая поможет пережить страшные времена

СНОБ
Вредные советы счастливой семье Вредные советы счастливой семье

Как прожить в браке пятьдесят лет и не пожалеть о нем?

Afternoon Seasons of life
Тип привязанности и секс: есть ли связь? Тип привязанности и секс: есть ли связь?

Отсутствие надежной привязанности напрямую влияют на отношения с сексом

Psychologies
Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников

Как CJM позволяет выявлять ключевые барьеры на пути соискателя к вакансии

Inc.
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей В гроте Мандрен обнаружили 48 обломков костей архаичных людей

Ученые проанализировали больше тысячи фрагментов костей из грота Мандрен

N+1
Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер Komatsu показала лунный экскаватор и подводный бульдозер

Подводный электрический робобульдозер и макет лунного беспилотного экскаватора

N+1
Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты Под Землей есть две «горы», которые в 100 раз выше Эвереста! Интересные факты

Под поверхностью Земли, глубоко в недрах, скрыты гигантские «горы», пишут ученые

ТехИнсайдер
5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс 5 правил воспитания, которым следует родитель-нарцисс

Пять правил воспитания, которым обычно следуют родители-нарциссы

Psychologies
Кубиты любят тишину Кубиты любят тишину

Чем квантовый компьютер лучше классического?

Наука и жизнь
Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой» Елена Муравьева: «Клоунский нос тебя защищает, дает силы и возможность быть собой»

Больничная клоунада не про актерские амбиции, а про понимание ситуации

Коллекция. Караван историй
Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога Как снизить тревожность и обрести уверенность: 3 техники от спортивного психолога

Проверенные техники для борьбы с тревогой и укрепления уверенности в себе

Psychologies
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз К гадалке не ходи: за последние четыре года продажи карт таро выросли в семь раз

Как и почему растет «гадательный» сегмент в тиражах издательств?

Forbes
Зерновые не стали доходнее Зерновые не стали доходнее

Итоги зерновой отрасли первой половины сезона 2024/25

Агроинвестор
«Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви «Над отношениями не надо работать»: 6 токсичных представлений о любви

К чему приводят нереалистичные ожидания в отношениях

Psychologies
Грибной сезон Грибной сезон

Адаптогены на страже красоты: изучаем баночки и ищем правильные ингредиенты

Лиза
Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов Как перестать беспокоиться о том, что думают другие: 11 советов

Как перестать волноваться из-за мнений окружающих по поводу вашей персоны

Psychologies
«Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком» «Все впереди»: о чем мечтают молодые взрослые — пациенты «Дома с маяком»

Как живут те, кому воплощать свои мечты в жизнь сложнее, чем большинству

РБК
Открыть в приложении