Сети финансовой поддержки: как люди выручают друг друга в условиях кризиса
Одолжить другу денег на срочный ремонт автомобиля, попросить родителей помочь с оплатой обучения, собрать средства на лечение заболевшего домашнего питомца — все это не редкость в повседневной жизни. С учетом растущего экономического давления неформальные сети материальной поддержки среди семьи, друзей или местных сообществ становятся все более значимыми. Forbes Life рассказывает, что такое финансовая взаимозависимость и как работает неформальная экономика во времена нестабильности.
Занять денег у друзей, попросить у родителей помощи с первоначальным взносом по ипотеке, предложить коллегам скинуться на дорогостоящую операцию сотрудника — все это кажется частью обычной жизни. Не всегда приятной, но очень выручающей в сложные моменты. Так что немногие могут честно признаться, что никогда не прибегали к финансовой помощи от знакомых. Об этом говорит сухая статистика: примерно 1 из 5 взрослых американцев регулярно предоставляют неоплачиваемый уход или финансовую помощь своим взрослым родственникам или друзьям. А примерно 1 из 7 молодых людей в возрасте от 25 до 34 лет живут со своими родителями.
В России дела обстоят схоже: практически половина (43%) всех молодых людей от 19 до 24 лет проживают с родителями или другими родственниками. А покидая родной дом, обустраивают быт либо с партнером, либо с соседями по квартире. Всего 18% всей российской молодежи может позволить себе жить в одиночку. При этом не все из них оплачивают или покупают жилье сами: 70% зумеров, которые начали жить самостоятельно, получают помощь от старших родственников в решении различных жилищных вопросов. Подобные отношения уже всегда становятся частью неформальной экономики, влияющей не только на жизнь частных лиц, но и всего общества.
Что такое неформальная экономика
Сама по себе неформальная экономика охватывает множество аспектов. Некоторые ассоциируют ее исключительно с незаконными и преступными видами деятельности. Однако неформальная экономика — это совокупность всех видов хозяйственной деятельности, которые не контролируются государством, не регламентируются формальными документами и не фиксируются в официальных отчетах хозяйствующих субъектов, — поясняет доктор социологических наук, профессор факультета социальных наук ВШЭ Светлана Барсукова.
Понятие включает в себя не только криминальные и теневые аспекты, но и вполне легитимные формы. С большинством из них мы сталкиваемся в повседневной жизни: например, когда просим знакомого починить бытовую технику или обращаемся к парикмахеру или мастеру по маникюру, но оплату просто «забрасываем» к ним на карту.
Как отмечает Барсукова, государство по-разному относится к различным сегментам неформальной экономики. Существует рыночная неформальная экономика, которую власти стремятся контролировать. В случае легальной деятельности, такой как производство товаров и услуг, государство пытается «вывести из тени» и подчинить процессы формальным рыночным институтам. В то же время, в отношении наркомании и проституции государство стремится полностью искоренить эти явления.
При этом некоторые сегменты неформальной экономики не являются рыночными и остаются вне поля зрения государства. К ним относится, например, домашняя экономика — то, что семья производит для собственного потребления. Это может быть как уборка в доме, так и выращивание овощей на дачном участке, и государство не вмешивается в эту сферу, не облагая налогом урожай. Аналогично обстоит дело с «дарообменом», который часто называют «реципрокностью» — взаимным обменом подарками между людьми в рамках одной социальной сети, будь то родственники, друзья или коллеги: «Сваренное бабушкой варенье перекочует в семьи внуков, сосед починит розетку, друзья одолжат до получки — это так называемая экономика дара (или реципрокная экономика), когда блага или услуги переходят из рук в руки, минуя торговлю, исключительно в статусе дара. Дар порождает неформальное обязательство отдара, и линии взаимных обязательств в локальных